Загадка Снежного Человека III ч.

Мне довелось слышать много рассказов о снежном человеке от местных жителей. Я приведу только некоторые из них.

Галина Гавриловна Попова (Туляхова) – уроженка Шурышкарского района. Окончила университет имени А.С. Герцена, там же на кафедре культурологии училась в аспирантуре. Вот что она рассказала:

«Ханты, в особенности те, которые живут в таёжной зоне, часто сталкиваются  со снежным человеком.  Они его называют Куль или Меңк Ики. О них сложено множество легенд. Вообще, Куль это ещё и житель Нижнего мира.  От тёти —  маминой сестры, Аполинарии Леонтьевны   Ребась (Ямру), я слышала такую историю.

Летом  братья Ребась рыбачили на Горной Оби в стороне речки Тунлор. Это их родовой промысловый участок. Там есть избушка, в  крыше которой проделано отверстие для выхода дыма.  Отец, видимо, был на промысле. Они проснулись оттого,  что кто-то смотрел на них в дымовое отверстие, и сразу же поняли, что это большой снежный человек. Он протянул руку в дыру, но в этот самый момент ларец, в котором хранится общеродовой оберег Най Ими (Най это по-хантыйски солнце) — хозяйка реки Айвош ёхан – реки Войкар,  резко открылся и оттуда прямо молния сверкнула,  и ларец закрылся.  А рука отдёрнулась. Охранила их Най Ими.

А другой случай произошёл совсем недалеко от села Азово. Тогда Женя – сын моей приятельницы, так испугался, что  три дня не разговаривал, а потом сказал, что его толкнул маленький снежный человек, который был вместе с взрослыми особями.

Моя мама  росла в маленькой деревне на реке Войкар. Так вот она видела  как что-то «маленькое, волосистое идёт, такой кругленький с ручками, с ножками». Она убеждена, что это был Куль, но эта разновидность, как я думаю,  не относится к снежным людям. А родная сестра моего отца рубанула снежного человека по руке, когда тот пытался её просунуть  в чум».

Вот ещё одно свидетельство о Снежном человеке, рассказанное Дмитрием Олеговичем Замятиным, по образованию биолог.

«Мой отец Олег Николаевич Замятин родился в 1944 году в с. Азово Шурыршкарского района. Специальность теплотехник, работал в Салехарде, в с. Мужи в райисполкоме, курировал вопросы транспорта, ЖКХ, связи, электричества  и т.д. Сейчас уже на заслуженном отдыхе.   Стремится,  как можно чаще бывать на природе, поохотиться, но в особенности обожает рыбалку. Он и мне привил эту любовь, поэтому я  выучился на биолога, и всю жизнь стараюсь работать в природоохранных организациях.

Отец не один раз рассказывал нам про свою встречу со снежным человеком.

Дело было так. Отцу было где-то лет десять, он жил с матерью и бабушкой  в Мужи, а дед,  Николай Прокопьевич, по какой-то причине находился в Азово. Занятия в школе закончились и они со старшим братом, дядей Володей, поехали к деду.  А тут ему нужно было по работе поехать в деревню Паслово. Это километров шестьдесят на юг, почти на границе с Ханты-Мансийским округом. И дед их взял с собой.  Остановились в доме у хантов.  Надо сказать, что дед хорошо знал хантыйский язык.

Смотрят, а за печкой сидит мальчик такого же примерно возраста, полностью волосатый. Шерсть коричневая с рыжеватым оттенком. Штанишки на нём одеты, а на шее ошейник с цепью.

Они, конечно, спрашивают, кто это такой, откуда он взялся, почему  на цепи сидит. Хозяйка пояснила, что этого мальчика им дал Хозяин леса.  У неё был свой маленький ребёнок. Когда в лесу появились ягоды, она положила его в люльку и пошла в лес.  Поставила люльку с дитём на высокое видное место  и стала собирать ягоды. Далеко, конечно, не отходила, чтобы люлька постоянно на глазах была. Через какое-то время вернулась, чтобы высыпать собранные ягоды  в большую корзину. Смотрит, а её ребёнка нет, вместо него лежит абсолютно мохнатый маленький детёныш. Кругом всё было тихо. Женщина поняла, что Хозяин леса подменил ей ребёнка. И теперь они должны его воспитывать.

Это воспринималось,  как данность, как карма, как судьба, либо наказание, либо это проверка какая-то была.

Конечно, она переживала за своё дитё, но против Хозяина леса не пойдёшь, его очень уважали и боялись. Значит, так должно быть. Общался ребёнок с ней свистом, и она его понимала, хотя, как я понимаю,  его  никто не учил свистеть. Это тоже самое, как никто не учит птиц петь. У них есть определённые генетические коды, которые им позволяют общаться их природным языком. У снежного человека это происходит, скорее всего,  на уровне свиста. Лошади ржут, гуси крякают, то есть все по-разному же общаются.

А почему его привязали? Потому что он подрос, пытался общаться с детьми, а те его стали дразнить, обижать. Малыш стал огрызаться, рычать на них, сдачи давал слишком сильно, вот  и пришлось его закрыть и привязать.

Пробыли они в этой деревне дня два. Прошло несколько лет. Мой отец, конечно, интересовался, как там волосатый мальчик живёт. Говорят, что два или три года приезжали в эту деревню учёные из Ленинграда, расспрашивали, описывали, фотографировали, просили хантыйскую женщину отдать им мальчика, но она не согласилась. А потом спустя какое-то время, он исчез. То ли он умер, то ли просто ушёл  — отец не знает.

Как биолог я могу предположить, что в 17-18 лет началось взросление и он ушёл искать себе подобных. Всякие варианты возможны.

Отец рассказывал ещё про один случай, который произошёл в 60-70-е годы прошлого века. Он уже работал в Салехарде. У одного из больших начальников была дача в Собтыюганском заказнике. А километрах в двух от неё рыбное озеро. Присматривал за дачей местный житель – ханты.

Приехали они туда, пошли на озеро, просто хотели рыбу половить. Кто-то рыбу ловит, кто-то просто на берегу сидит. И вот одному из них что-то не понравилось, он начал громко ругаться. А ему хант спокойно говорит: «Не кричи, здесь нельзя шуметь, тут надо вести себя тихо». А тот никак не успокаивается: «Почему это ты  меня утихомириваешь?»  Хант опять ему тихо говорит: «Сейчас на твой крик придёт хозяин леса и накажет тебя, и мы из-за этого пострадаем». Ну, вроде тот человек успокоился. Потом уже у костра мужики-то сели и стали расспрашивать его, кто это такой – Хозяин леса. Внешний вид его ханты не описывал, но сказал, что он общается свистом.  Ловит рыбу, но не любит когда шумят, нарушают его покой, и поэтому  местные жители лишний раз туда не ходят, они знают, что это озеро к которому может прийти Хозяин леса.

Опять же, как биолог, я абсолютно уверен, что  человек же не единственный из высших приматов.

Есть палеонтологические доказательства, что ближайшие три–четыре тысячи лет назад ещё существовали высшие человекообразные приматы, которые по каким-то разным причинам потом вымерли. Чаще всего этому помогал сам человек, он их уничтожал. Вот такая биологическая агрессивная жизненная стратегия у человека, гомо сапиенс,  человека разумного.

Снежный человек сильно отличается от нас.  Он живёт в малодоступных местах.  Помимо физических различий, он обладает какими-то невероятными психологическими, гипнотическими  способностями, против которых не могут устоять ни млекопитающие, ни даже человек. Я не сильно увлекался изучением этого феномена, но я слышал от очевидцев, что он может вызывать чувство тревоги, какого-то прикованного взгляда к тебе. Он   наблюдает за нами как невидимка

Я не отношусь к агрессивному материалисту, нельзя отрицать того, что ты не понимаешь, что не можешь объяснить. Снежный человек действительно обладает каким-то воздействием на психику и человека, и других животных».

А вот что мне рассказал во время интервью Юрий Андреевич  Кукевич, старожил города, журналист, в общем, очень известный человек на Ямале.

«Это произошло в августе 1968 года, мне тогда было 16 лет. Вторая половина дня, я сижу в кустах, передо мной ложбина, где проходила старая железная дорога. Там мы обычно морошку собирали. Вдалеке сопка, покрытая лесом. И вот вдали, появилась какая-то фигурка. Ну, я думаю, ягодник какой-то или грибник идёт.  Но только идёт как-то странно, зигзагом. Я ещё подумал, что всё-таки этот человек, скорей всего,  грибы ищет. Честно говоря, я его засёк, но особого внимания на него не обращал, о своём задумался. А тот всё ближе и ближе подходит.  Я смотрю,  какой-то странный человек. Обычно грибники в кепках, в куртках, что-то обязательно бывает цветное на человеке, а этот какой-то однотонный.  Я стал наблюдать за ним более внимательно, до него уже меньше километра оставалось. А ветер с его стороны дует.  И вот таким же странным зигзагом он ближе подходит,  думаю, обезьяна что ли. Такой же сутуловатый. Ростом почти такой же, как я. Мне казалось, он то ли скулит, то ли свистит. Я до этого про снежных людей ни разу ни слышал. И вот он подошёл настолько близко, что я даже какой-то кисловатый запах от него учуял.

И почему-то я понял, что хотя он такой большой, но это всего лишь ребёнок. Детёныш, который ищет свою маму. Мне даже жалко его  стало.  Расстояние до него уже всего метров было. А за мной уже дома видно. Он так посмотрел, посмотрел, понял, что мамы впереди нет,  с каким-то писком развернулся и опять таким же зигзагом обратно пошёл.

Я окаменел просто,  не испугался — чувства страха у меня никакого не было, но я замер как монумент, дышал как-то через раз — настолько это меня поразило.

Шерсть у него не коричневая, такого буроватого цвета.  Мне даже показалось, что она с каким-то серебристым  отливом. Не как волчья шерсть, но как бы ость какая-то, светлые кончики у волос.

Я так же неподвижно сидел, пока он отошёл бог знает на какое расстояние от меня. Честно говоря, у меня даже не испуг был, а какое-то очумение. Я побежал рассказывать всем, но меня все подняли на смех: какие обезьяны могут ходить по  Северному Полярному кругу». 

Позднее уже, я прочитал какие-то статьи, в том числе и Володи Пушкарёва, узнал, что в наших краях живёт снежный человек. Потом стал много ездить в командировки по округу и очень много слышал всяких историй про это существо от коренных жителей. Ханты его называют «Куль», у ненцев – «Тунгу». Рассказывали, что сами видели, как он берёт оленя за рога, дёрнет и шкуру сразу целиком сдирает. Причём, это всегда огромные люди, страшной силы какой-то, нечеловеческой. Многие говорят, что увидеть его невозможно, видимо, он обладает большим даром внушения, может рядом стоять, а ты не видишь ничего. Его можно увидеть только тогда, когда он не подозревает, что кто-то его видит. У оленеводов есть целый кодекс поведения, как себя вести, если ты внезапно встретился с этим.

Кстати, перед тем, как отправится на встречу со снежным человеком, мы встречались с Володей Пушкарёвым. Как я его отговаривал!  Вообще-то я человек красноречивый, рисовал ему всякие ужасные картины, что его может ждать в путешествии по нашим лесам. Как я понял, он представления даже не имел об этом. Просто побыть в лесу день-два для неподготовленного человека это просто шок. А там особенные места, нужно быть не только умелым, но и готовым ко всему — ни с того ни с сего какие-то панические страхи бывают.

Надо сказать, что я охотник, рыбак, часто бываю на природе. Со мной был такой случай. В тридцати километрах от Салехарда есть Полуйский сор на Игарской Оби.  Там есть избушка. Мужики уехали, а меня оставили ночевать одного. Поздняя осень, вечер уже,  снежок выпал. Вдруг топот такой вокруг избушки.  Думаю, мне что-то показалось. Со мной собака охотничья была, она обычно ночевала на улице, а тут скулить начала, в дверь скребётся. Как только я открыл дверь, она буквально залетела в избушку, легла и лежит. Снова топ, топ, топ. Такое ощущение, что кто-то огромного веса ходит вокруг избушки, аж,  всё вздрагивает. Мне кажется, я уж не такой впечатлительный, чтобы ни с того ни с сего вдруг перепугаться до полусмерти. Честно говоря, страшновато стало, думаю, что я так и буду мучиться —  выйду и всё. Вышел. Собака не пошла за мной. Вокруг этой избы обошёл, снежок, никаких следов. Пошире круг сделал — нет ничего. Как сказать, я всё-таки ближе к ненцам, наверное, к восприятию леса, и вообще, природы. Там полно всего, не только вот снежных людей. Я абсолютно уверен, будучи глубоко православным человеком, что мы просто о мире очень мало знаем. На самом деле всё насыщено какими-то энергиями, какими-то сущностями, они всегда рядом с нами, где бы мы не были — в лесу  или дома.  Просто мы ещё не умеем это видеть и разгадывать».

Приведу ещё одно свидетельство, на этот раз потомственного ямальского оленевода — Евгения Варьевича Худи. Кстати, добавлю, что многие очень неохотно рассказывают о своих встречах с непознанным.

«Я расскажу один не случай, а просто это живая история. Произошёл он  не со мной, а с  Поду Худи.  На полуострове Ямал есть река Юрибей,  в неё впадают речки Ясавэй и Я-Яха.  Однажды осенью в конце ноября или в начале декабря недалеко от этого места он караулил оленей. Немножко позёмка была, снежок шёл. Поду Худи был одет тепло, гусь поверх малицы, собачка рядом. Пока олени кормятся, он  решил прилечь прямо нас снег. Олени находились по ветру, то есть он дул с его стороны.

И вдруг олени как будто чего-то испугались,  и переместились за его спину. Старик смотрит,  кто-то идёт на него, большой такой, метра два с лишним ростом, а может, даже выше. Волосатый, шерсть тёмно-коричневого почти чёрного цвета. Уже метров 15-20 до него осталось.  Пастух встал на ноги, при этом он не испугался, просто ему было интересно, кто это там идёт. И этот человек или не человек, как только увидел оленевода, развернулся и ушёл.

Поду Худи подумал, что это ему показалось. Посмотрел, следы есть. Большие. Пять пальцев там. Видимо, он питается, оленями. А человека не учуял, потому что ветер от него дул, а когда пастух поднялся со снега, он увидел его и сразу ушёл. Боязни не было, а как бы ступор такой. Потом уже страх приходит.  Пришёл домой, рассказал, а ему не поверили. Пошли, посмотрели  — и правда, большие следы есть

А через какое-то время к ним в чум приехал сосед, его стойбище на другой стороне реки находилось. Так вот Хача Худи рассказал, что он на днях ехал на нарте и под   песчаным обрывом увидел какие-то большие следы, примерно в две человеческих ступни.  И ещё было такое впечатление, что кто-то огромный спал под этим обрывом. Видимо, у снежного человека там лежбище было«.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду, Ямальская мистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *