Ворота Ямала

Продолжаю выкладывать статьи из газет местной периодики, посвящённые 501-й стройке.

«Вестник Заполярья», 6 февраля 1999 года, с. 3.

Сергей Никифоров: Наша история

«Участок Северной железной дороги Чум-Лабытнанги – один из самых сложных для эксплуатации. Большая часть этой стальной магистрали проходит по горам Полярного Урала. Сильные ветра и вьюги в зимнее время, переметая дорогу, доставляют немало хлопот железнодорожникам и пассажирам. Частенько местные поезда из-за метели задерживаются, опаздывают к месту назначения.

За 50-летний период существования линии Чум-Лабытнанги не раз пассажиры оказывались в плену снежной стихии. Неоднократно я слышал от старожилов города рассказ о небывалом урагане пронёсшимся в этих краях и причинившим немало бед людям, оказавшимся в пассажирском поезде. Недавно мне посчастливилось встретиться с живым свидетелем и непосредственным участником трагедии, разыгравшейся в горах Полярного Урала – проводницей поезда Н.Г. Даниловой.

Вечером, 19 декабря 1953 года, сильный ураган с порывами ветра, достигавшими 80 метров в секунду, обрушился на Полярный Урал. В считанные минуты многие крыши домов в пос. Полярный были сорваны, завалены старые строения, постройки. В эпицентр циклона попал и местный пассажирский поезд, шедший из Лабытнаног в Воркуту, в составе которого было четыре прицепных московских вагона.

Это случилось около 1 часов вечера. Ничего не предвещало беды. В отапливаемых печами вагонах было тепло. Многие взрослые и дети, мирно посапывая, смотрели свои сладкие сны. Ураган начался внезапно.

— Я тогда дежурила, — вспоминает Наталья Григорьевна Данилова. – Наш вагон зашатало, приподняло и опрокинуло.

Четыре тяжёлых четырёхосных вагона под напором ветра устояли на рельсах, а вот три хвостовые – деревянные, двухосные, более лёгкие – опрокинуло на бок. В двух вагонах от печей начался пожар. Наталья Григорьевна не растерялась в этой ситуации. Она быстро потушила в своём вагоне одну печь водой из бака, а вторую, находившуюся в другом конце вагоне – огнетушителем. Затем фонарём разбила окно и выглянула из вагона. Перед ней возникла жуткая картина.

— Смотрю, с одной стороны горит вагон и с другой – пламя, а мы посередине. Я скомандовала: «Товарищи пассажиры, собирайтесь, надо отсюда нам выбираться. Рядом горят вагон».

Началась паника, крики, плач. Наталья Григорьевна, разбила окно в вагоне, чтобы пассажиры могли перебраться в безопасное место, сама спрыгнула в сугроб. Но её тут же подхватил ветер. Проводница чудом зацепилась за какой-то камень. Вскоре за холодный спасательный булыжник ухватился ещё один человек – солдат, ехавший из Салехарда в отпуск. Крепко сцепившись, они ждали милости от природы. Но ветер не утихал. Кругом летали снегозащитные щиты. Временами рядом, словно на санках, проносились люди. Холод пробирал до костей. Обгоревшая во время тушения печей шинель не спасала от сильного пронизывающего насквозь ветра. Пленники стихии изо всех сил старались не уснуть, ведь это – верная смерть. Сколько времени они пролежали, Наталья Григорьевна не помнит. Уже сквозь сон она услышала чьи-то голоса: «Да здесь люди!». Проводницу и солдата подхватили и отвели в сторону поезда и догоравших вагонов.

Трое суток поезд с четырьмя уцелевшими вагонами оставался в снежном плену. К нему не могли пробраться спасательные бригады. Многие люди остались без документов, денег, продуктов питания. Немало пассажиров нуждалось в срочной медицинской помощи. Наталья Григорьевна тоже пострадала от стихии. У неё сгорели паспорт и документы. Она сильно отморозила руки, ноги. Первую помощь потерпевшим оказывала фельдшер Мария Александровна, возвращавшаяся на станцию Елецкая. К счастью, всех детей родители благополучно перенесли из сгоревшего вагона в безопасный.

В поезде начались мучительные часы и дни ожидания спасательных бригад, борьба с голодом и холодом. В уцелевших вагонах снега было по колено. Все пассажиры, укутавшись кто во что горазд, спасались от холода на верхних полках. Печки, отапливаемые углём, не могли обеспечить теплом продуваемые ветром вагоны. Дети хотели есть. Пассажиры делились друг с другом кто чем мог. Однажды во время затишья к поезду приползла одна вольная заключённая с ближайшего околотка и принесла три булки чёрного хлеба, которые разделили детям.

Только к исходу третьих суток со стороны Елецкой пришла подмога. Снег был так сильно спрессован, что спасателям приходилось взрывать сугробы, пробираясь метр за метром к месту происшествия. Всех, кто чувствовал себя  хорошо, отправили дальше на «большую землю». А пострадавших вывезли в больницы г. Воркуты и г. Салехарда. К сожалению, не обошлось без человеческих жертв. Замёрз инвалид узбек из Салехарда, ехавший в Москву за протезами. Его придавило рамами вагона. Недалеко от сгоревших вагонов нашли замёрзшими буфетчицу и сторожа буфета.

Наталья Григорьевна после этого происшествия долгое время лечилась в Салехарде, а после выздоровления вновь вернулась на железную дорогу.

Прошло ещё несколько дней, пока нормализовалось движение пассажирских поездов на участке Чум-Лабытнанги. Долгое время ещё вспоминали пассажиры, пр оезжая мимо гор, трагедию, разыгравшуюся  на Полярном Урале».

С. Никифоров.

На снимках: путейцы ведут борьбу со снежными заносами; граница Европы и Азии. Недалеко от этого места разыгралась трагедия.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике 501-я стройка, Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *