В гости к северным номадам

В последние годы в тихую и патриархальную жизнь на Ямале всё больше вмешиваются приезжие. И если в городах и посёлках это не так заметно, то в тундре это становится большой проблемой. К большому сожалению, многие ищущие приключений или работу, абсолютно не знают местных традиций, и зачастую нарушают их. Конечно, это происходит не по какому-то злому умыслу, но из-за этого могут возникнуть межнациональные конфликты. Чтобы избежать этих опасных проблем, была выпущена книга Наталии Цымбалистенко и Виктора Паршукова, «Популярная этнология. Для государственных служащих, мигрантов и вахтовиков ЯНАО». Надо отметить, что получилась своеобразная энциклопедия из жизни коренных народов Ямала, о которой многие приезжие имеют весьма слабое представление. Впрочем, и до этого предпринимались попытки познакомить приезжих с элементарными правилами поведения на стойбище оленеводов.

Надо особо отметить – ямальские номады народ наблюдательный и быстро раскусят гостя, и информация о нём быстро разлетится по всем тундрам округа поэтому знающие люди дают несколько простых рекомендаций. В первую очередь  надо чётко знать, что времена года здесь разительно отличаются от южных. И если в Москве уже начинают распускаться листья, то в Заполярье ещё лежит снег, стоят морозы и в любой момент может начаться многодневная пурга, которая может сломать все планы беспечных южан. Поэтому особое внимание следует уделить одежде. Но не это самое важное. Дело в том, что для большинства приехавших с Большой земли в тундру жизнь номадов, так до революции называли кочевников, кажется дикой и непонятной. Но на самом деле все их традиции апробировались веками непростой жизни в суровом Заполярье. И нарушения многих табу может привести к необратимым последствиям.

Впрочем, многие правила просты и запомнить их легко. Самое главное, на стойбище оленеводов надо вести себя по человечески, не хамить, не кичиться своей цивилизованностью. Напомним, что у местных народов есть своя, древняя цивилизация, хоть и не техногенная, но они живут в ладу с окружающей природой и чувствуют себя здесь вполне комфортно. И ещё один немаловажный момент, оленевод профессия непростая, требующая постоянного внимания, поэтому приезд гостей вызывает у них дополнительные хлопоты. Хотя гостям они всегда рады, и в случае необходимости всегда помогут, чем смогут. Кстати, многие номады живут небогато, поэтому с собой нужно брать продукты. Во время трапезы нужно соблюдать несколько правил. Например, женщины не садятся одновременно с мужчинами за стол, впрочем, гостей из города это не касается. А если уже насытился, то нельзя сразу же вставать из-за стола, потому что по поверьям гость может унести с собой достаток, чтобы этого не произошло, хозяйка держится обеими руками за стол. Кстати, чаепитие многих застаёт врасплох. Радушная хозяйка постоянно подливает чай в кружку и чтобы показать что достаточно, нужно просто перевернуть кружку вверх дном и поставить на блюдце. Впрочем, некоторые традиции уже уходят в прошлое.

Бытует мнение – все тундровики пьют много водки. На самом деле это далеко не так, многие вообще трезвенники, к тому же если злоупотреблять «огненной водой», то можно в одночасье потерять оленей, а для оленеводов эти животные смысл жизни, их кормильцы. Ну и надо учесть ещё один немаловажный момент, подобные застолья могут закончиться неожиданно трагически, превратившись из дружеского общения в скандал со всеми вытекающими последствиями. Потому многие бывалые путешественники не советуют ставить бутылку на стол. Хотя можно водку подарить потом, потому что в этом беспокойном хозяйстве она бывает очень нужна.

Разговоры с оленеводами можно вести на любые темы, все закончили школу, служили в армии, многие внимательно следят за событиями в стране и мире имеют своё мнение. Но и здесь есть табу.

Для многих людей, впервые попавших на стойбище, вызывает удивление, у многих оленеводов на полочке стоят иконы (в основном они поклоняются Николаю Чудотворцу), а рядом лежат языческие куклы. Дело в том, что уже несколько веков у ямальских номадов мирно уживаются две религии – православная и языческая. Но распространяться на эту тему они не любят, так что донимать их досужими расспросами не стоит, захотят, сами расскажут. Недаром есть пословица, в чужой монастырь со своим уставом не суйся.

На самом стойбище есть несколько табу. Например, женщинам нельзя переступать через лежащие на земле вещи, принадлежащие мужчинам, приближаться к священной нарте.

Сейчас этнографы и опытные путешественники, замечают, некоторые традиции у оленеводов безвозвратно уходят в прошлое, но гостям в стойбище местных кочевников всё же не мешает следовать им, это только вызовет у хозяев уважение и в следующий раз они вас встретят радушно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Бардачок, Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «В гости к северным номадам»

  1. Уведомление: Правила поведения на стойбище номадов | Уральский меридиан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *