Сибирская чугунка. IV часть. — «Рубеж веков – реанимация сибирской «чугунки»…

(продолжение)

В конце 80-х годов прошлого столетия о северной магистрали вспомнили вновь. Сначала, как водиться, заговорили журналисты. О 501-й стройке писали много страшных статей и книг. Тема была модная, тогда все ругали предыдущую власть. В основном, напирали  на то, что сколько народа здесь погибло. К ней намертво закрепилось название «мёртвая». Этот эпитет ввёл в оборот один из строителей, начальник Надымской проектно-изыскательской экспедиции, А.А. Побожий, в своём одноимённом произведении, но он имел в виду то, что дорогу бросили. К сожалению, пишущая братия по своей привычке лихо извратила смысл, подразумевая, что под каждой шпалой здесь лежат кости заключённых. Откуда взялся этот жутковатый миф, сейчас трудно установить.

Исследователь, Вадим Гриценко, изучив некоторые документы, пришёл к выводу – смертность не превышала 0,5 процента. В то время в лагерях сидело около 200 тысяч человек, то есть умирало около тысячи человек в год.

Статистика, конечно, хитрая наука, но Гриценко встречался с очевидцами, заключёнными и охранниками, и все утверждали то же самое. Косвенно это подтверждается отчётами о произведённой работе, обеспечении одеждой, питанием и так далее.

Вскоре разговоры перешли в иное русло, всем стало понятно, надо восстанавливать железнодорожную трассу. К этому подталкивало бурное развитие нефтегазового комплекса Сибири. Специалисты утверждают, если бы 501-ю достроили, то сейчас бы хорошо сэкономили. Пришлось вспомнить многие проекты предшественников. Например, проложить трассу вдоль восточного склона Уральского хребта. Её идея принадлежала К.Д. Носилову. В 20-х годах он предлагал построить дорогу Надеждинск – Карская губа с веткой на Обдорск. Она обеспечила бы выход к морю, минуя самые высокие и трудные для перехода отроги Уральских гор, и исключала бы необходимость длинного судового хода вокруг полуострова Ямал. Сейчас эту трассу проектируют в рамках проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Строят железную дорогу на полуостров Ямал, в 1947 году это была стройка № 502. По колее 501-й стройки отсыпают автомобильную дорогу от Салехарда до Надыма, в перспективе планируя снова протянуть «чугунку». Эта широтная железнодорожная магистраль должна связать газовый комплекс на Ямале с зарождающимся Восточно-Сибирским. Проектируется авто-железнодорожный мост через Обь, эти дороги должны вдохнуть новую жизнь в древний город, наконец-то надёжно связав его со всей страной, таким образом исполнив вековечную мечту жителей обдорян-салехардцев.

(продолжение будет)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *