Северный Морской путь — начало исследований

Тема Северного Морского пути в последние годы весьма актуальна. иногда читая «опусы» некоторых т.н. журналистов просто диву даёшься, как можно не знать историю собственной страны, но с таким апломбом рассуждать как это было…

Для тех, кто всё же интересуется историей Арктики предлагаю Вашему вниманию весьма серьёзный научный труд «Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану, между Карским морем и Беринговым проливом, до 1820 года», написанное бароном Ф.П. Врангелем.

В этой книге он очень точно подметил, как опасен был Северный морской путь, и особенно для европейских мореплавателей:

 «Все покушения мореплавателей других народов, проникнуть Ледовитым морем из Европы в Китай, или из Великого океана в Атлантический, ограничены на западе Карским морем, на востоке меридианом Мыса Северного, непреодолимые препятствия, останавливавшие иностранцев в дальнейшем плавании, преодолены нашими мореходцами. Они более привыкли к суровости климата и пользовались всеми средствами, который представляла им смежность России и Сибири, уже покорённой».[1]

Здесь надо особо отметить, что голландцы и англичане ещё начиная с XVI в. пытались пройти этим морским путём. В Лондоне даже была создана «Московская компания». Одной из целей которой было пройти арктическими морями до Китая. Тогда все искали дороги то в Китай, то в Индию, привлечённые слухами о баснословных богатствах этих «незнаемых» стран, правда, при этом находили совсем другие земли и даже на неизвестный континент случайно напоролись. Впрочем, словосочетание, «неизвестный континент», это весьма сильно сказано, оказывается, в Америку викинги задолго до европейцев проторили морские дороги, так что Колумб был здесь далеко не первым.

Но чаще всего экспедиции безвестно исчезали, в лучшем случае находили их останки. Например, в 1553 г. англичане снарядили три корабля. Они взяли много торговых товаров и запасов продовольствия на два года. Пройдя Скандинавию, эскадра попала в бурю и лишь один корабль смог дойти до устья Северной Двины. Остальные зимовали в устье реки Архина. Через год их обнаружили карелы: «Стоят они на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много».[2]

В 1580 г. бесследно исчезла ещё одна экспедиция англичан, вероятно, им всё же удалось достичь острова Вайгач, а вот дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего, они погибли во льдах.[3]

Позже предпринимались ещё попытки, достичь отдалённых земель. В 1595 г. голландская экспедиция не смогла преодолеть тяжёлые льды Карского моря, и была вынуждена повернуть назад.

И вот что интересно в этой истории, по пути они встретили два русских судна поморов-промысловиков, у которых собрали сведения о полуострове Ямал, Обской губе и о проходе на реку Енисей.

На следующий год, новая экспедиция под руководством знаменитого морехода В. Баренца, отправилась штурмовать Северный морской путь. Но даже ему этот ледовый орешек оказался не по зубам. Как и его предшественников, судно Виллема Баренца было затёрто льдами. И можно легко представить всё их разочарование и досаду, когда эти всемирно прославленные мореходы, после зимовки, возвращаясь на лодках, тоже встретили два русских судна, оказавших им помощь. .[4] У них экспедиционеры собрали сведения о полуострове Ямал, Обской губе и о проходе на реку Енисей. Во время этого плавания Баренц умер.

Но почему англичанам, голландцам и другим, так не везло в морях русской Арктики, спросите вы? Ведь они же были одними из лучших мореплавателей того времени, смело бороздили моря и океаны, открывали новые земли. А дело было просто в том, что у теплолюбивых европейцев не было опыта северных зимовок, корабли не были приспособлены к экстремальным арктическим плаваниям, поэтому экипажи гибли, если корабль затирало тяжёлыми морскими льдами. Есть много воспоминаний свидетелей, случайно находивших на Севере последний приют отважных мореходов. Поэтому, совсем не случайно один иностранный исследователь, описывая попытки европейцев пройти через Карское море, с сожалением и завистью заметил:

«Каких трудов и несчастий избавились бы голландские и английские мореплаватели, отыскивая северо-восточный путь в Индию, если б могли пользоваться гидрографическими познаниями, которые в Великом Новгороде известны были за несколько сот лет до того».

Увы, освоение Северного морского пути было сопряжено со страшным риском, и вдоль всего этого пути есть немало могил, свидетельствующих, как опасен он был. И в тоже время по нему спокойно ходили русские поморы, новгородские ушкуйники. Так что Карское море иностранцам так и не покорилось. И в то же время русские мореходы здесь освоились совсем неплохо, знали условия плавания, фарватеры, успешно торговали с аборигенами.

Кстати говоря, сейчас, заслуги русских мореходов упорно замалчиваются. Почему? Это, как говорится, уже совсем другая история.

А сейчас давайте разберёмся, для чего русские отправлялись в столь рисковое предприятие. Естественно, сначала, как это было во всём мире и во все времена, их манила жажда наживы, торг с местными племенами приносил неплохой доход, недаром новгородцы многие сибирские земли считали своими. Основной товар, который вывозился отсюда, были соболя. Как пишет Врангель:

«Сие золотое руно того времени, … которого домогались не только казаки и промышленники, но многие из людей высшего состояния… оставляя все выгоды службы, родства, удовольствий жизни в изобилии, стремились из России в Сибирь, отдалённую и дикую тогда страну. Но к чести наших соотечественников прибавить можно, что жадность корысти, побуждая их на отважные предприятия, не ознаменовывалась такими бесчеловечными поступками, как ненасытная алчность к золоту испанцев в Перу и Мексике».[5]

Впрочем, англичане всё же поняли, здесь тоже можно торговать, но всё же придерживаясь определённых правил. Недаром экспедиции, отправившейся в 1580 г. под начальством Пэта и Джекмана, были даны инструкции, где их особо предупреждали, если найдут людей, «будь то самоеды, югра или мангазейцы» обходится с ними «мягко«. Вероятно, в старой доброй Англии стали потихоньку осознавать, что Сибирь далеко не их колония, и с помощью «огня и меча», как они привыкли действовать во всём мире, этот жестокий способ здесь  себя не оправдывал.

Кстати, эта экспедиция тоже безвестно сгинула где-то в районе острова Вайгач. На защиту аборигенов как всегда встала сама природа. Скорее всего, и эту экспедицию затёрли тяжёлые паковые льды, разломав судно, а люди погибли от холода и голода.

А теперь давайте вернёмся к неугомонным русичам и посмотрим, какая картина открывалась перед ними.

Северный морской путь зазвучал в документах начиная с рубежа XVI– XVII вв. Особенно важен он стал, когда в 1601 г. по приказу царя Бориса Годунова была освоена Мангазея Златокипящая. Далее, судьбы этого заполярного городка и морского пути, стали на долгие годы неразрывно связаны. И, причём, сыграли большую роль в жизни всей страны.

Вообще-то, надо отметить, что в Мангазею вело несколько дорог, и все они были связаны с водой. Самый древний назывался «чрезкаменный», то есть проходил через Уральские горы. Но всё равно он начинался на реке Печёре, и далее по системе мелких рек и волоков и горы Северного Урала, выходил к Оби.

Эта дорога была настолько хорошо изучена купцами и промышленниками, и пользовалась среди них хорошей славой, что на одном из волоков через горы вороватыми подданными Москвы даже был поставлен городок Роговой, для их временного пристанища. Хотя, по большому счёту он долгое время был перевалочной базой для контрабандистов.

Ещё один путь шёл через «Большую океанскую пучину», то есть вдоль побережья Северного Ледовитого океана, огибая полуостров Ямал. Немногие смельчаки отваживались на него, он был весьма сложен и опасен. Приведу для примера акт от 1618 г., где описывались все проблемы этого маршрута:

«А в прежние де годы … ходил Москвитин Лука гость с товарыщи проведывати Обского устья тремя кочи, и те де люди с великих нужд примёрли, а осталось тех людей всего четыре человека; и то де они слыхали, что от Мутныя реки и до Обскаго устья и к Енисейскому устью морем непроходимые злые места от великих льдов и всякие нужды».

Впрочем, при благоприятных погодных условиях и ледовой обстановке из Поморья до реки Таз, где и стояла Мангазея, можно было пройти за одну навигацию, то есть за три – четыре месяца, но это бывало редко. Дело в том, что в начале XVIII в. климат на планете резко похолодал. Кстати, это тоже очень интересная история.

 

Особенно навигация начала осложняться в начале XVII в. Сохранилось множество свидетельств, что этот путь стал очень труден. Например, находящийся в Тобольске француз рассказывал, как в 1609 г. голландцы пытались найти морской путь в загадочную и привлекательную Мангазею. «Но так как в то лето дули сильные северные ветры, то они не прошли из-за льдов и вернулись обратно к себе на родину».

Как только позволял климат, в арктических морях тут же начинали активизироваться иностранцы. К примеру, на Шпицбергене с 1676 по 1720 г. находилась голландская колония, добывшая за это время более 30 тысяч китов и отправившая почти 6 тысяч кораблей с китовым жиром. В начале XVIII в. голландские предприниматели при активной поддержке своего правительства в союзе с Англией, а позднее Германией пытались юридически закрепить за собой Шпицберген и Новую Землю, принадлежавшие России по право первооткрытия их русскими мореходами. И такие попытки предпринимались на всём протяжении XVII и XVIII в., причём границы территориальных притязаний постоянно расширялись.

Напомню, точных географических карт в то время не было, и потому эту проблему надо было решать как можно быстрее. Но вот в чём была закавыка. После того, как запретили ходить этим путём, о нём прочно забыли, а навыки и опыт мореходов были утеряны. Лишь редкие корабли, да и то не каждую навигацию, рисковали ходить в этих непредсказуемых водах. Вспомнили о нём уже во времена Петра I. Неугомонный император мечтал видеть Россию великой морской державой. Естественно он обратил свой взгляд на громадные северные территории, омываемые морями, о которых практически ничего не было известно. Поэтому началось их планомерное изучение. В 1733 году началась Великая Северная экспедиция, которая продолжалась десять лет. Это была первая крупнейшая русская экспедиция, обследовавшая северное побережье азиатской России. Вообще-то, это смелое предприятие официально называлось второй Камчатской экспедицией Беринга, и была продолжением первой, которая была проводилась в 1725 году, и продолжалась пять лет. О ней мало что известно, Пётр Первый постарался засекретить её. Известно, что кроме географических задач, руководители имели секретные инструкции: искать быстрый и удобный путь к странам Востока.

(продолжение следует)

[1] Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану, между Карским морем и Беринговым проливом, до 1820 года. – С. 3 – 4.

[2] Боярский П.В., Визгалов Г.П., Ивасько Л.В. Кардаш О.В. и др. Коч – русское полярное судно: проблемы исследования и реконструкции. – С. 33-34.

[3] Коч – русское полярное судно. С. 34 – 35.

[4] Коч – русское полярное судно.… – С. 35.

[5] Историческое обозрение путешествий – С. 9.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Северный Морской путь — начало исследований»

  1. Уведомление: Частные арктические экспедиции | Ночной Директор

  2. Уведомление: Северный морской путь – кто был первый? | Уральский меридиан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *