Северный морской путь – изучение. III часть

Вопрос об изучении, и главное, использовании Северного Морского пути для России всегда стоял особо, ведь он значительно сокращал расстояния между Европой и Азией. К тому же большая часть страны так или иначе была связана с Арктикой.

Увы, после императрицы Анны Иоанновны научные изыскания на долгое время были приостановлены. Результатов Второй Камчатской экспедиции вполне хватало, чтоб без особой опаски ходить по Северному морскому пути.

Впрочем, долгое время россиянам по этой дороге возить было практически нечего, а иностранцы активно развивали другие морские дороги.

Вновь о Северо-восточном пути заговорил знаменитый русский академик Михайло Ломоносов. В 1755 году он «написал об этом пути записку, а затем разработал целое сочинение». Но прошло почти десять лет, прежде чем в 1764 году вышел царский указ о снаряжении экспедиции для прохода «Сибирским океаном» на Камчатку. Возглавил её Василий Яковлевич Чичагов, служивший в чине «капитана бригадирского ранга», то есть капитана I ранга.[1] Под его командованием было три судна, названные незамысловато, по именам их капитанов: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Эта экспедиция, как и Вторая Камчатская, тоже была секретной.

К конструкции судов подошли основательно, учтя богатый опыт предшественников. Корабелы сделали двойную наружную обшивку, оснастили новейшим навигационным оборудованием, разработанным М.В. Ломоносовым.

В 1765 году экспедиционеры вышли из Архангельска в Колу, где и зазимовали. На следующий год они отправились на Север. Но несмотря на подготовку они достигли лишь 80° 26′ к северо-западу от Шпицбергена. Впрочем, надо отдать должное, им удалось побить рекорд свободного плавания, принадлежавший Г. Гудзону. Дальше им преградили путь тяжёлые льды и через три месяца Чичагов снова бросил якоря в Архангельском порту.

На следующий год экспедиция вновь вышла в море, но смогли продвинуться только на 4° к северу, по сравнению с прошлогодней попыткой, то есть до 84°. Но надо отдать должное Василию Яковлевичу, за эти два года потерь среди личного состава не было, а по тем временам это была редкость, тем более в столь сложных условиях, которые предъявлял Северный морской путь.

И хотя до Камчатки Чичагову так и не удалось доплыть, но тем не менее, экспедиция имела большое научное значение. Впервые было проведено исследование высокоширотных районов Северного Ледовитого океана, Шпицбергена. Проводились гидрографические и метеорологические наблюдения. Кроме этого, им удалось подтвердить гипотезу, что льды дрейфуют с востока на запад.

Государство по достоинству оценило их подвиг, всех участников наградили годовым жалованием. Кроме этого, штурманов произвели «в следующий чин», а капитаны и помощники получили пожизненные пенсион из половинного оклада жалования.

Но вот почему неудачи преследовали мореходов? На этот животрепещущий вопрос ответил Михайло Ломоносов. Обладая аналитическим складом ума, он очень хорошо изучил все нюансы, статистику, причины неудач и удач плавания северо-восточным ходом и сделал свои выводы о «неудачных предприятиях» моряков и сделал кое-какие выводы:

«неудачныя предприятия произошли 1) от неяснаго понятия предприемлемаго дела, что не имели не токмо наши, но и Англичане и Голландцы довольнаго знания натуры, ниже яснаго воображения предлежащей дороги, 2) что приуготовления были беспорядочны».[2]

Далее знаменитый академик более подробно расписал все причины неудач плавания на восток, разбив их на три группы:

«I-я группа — незнание времени, когда Карское море откры­вается; к ней должны быть отнесены:

1) Экспедиция Бэрроу 1556 года, — ушла от Вайгача

9 Августа.

2) Экспедиция Пета 1580 года,— ушла из Карскаго моря

19 Июля.

3) Экспедиция Барентса 1594 года, — ушла 13 Июля.

4) Экспедиция Гудзона 1608 года, в конце Августа была

уже в Англии.

5) Его же экспедиция 1609 года, ушла 4 Мая.

II-я группа—незнание других условий плаваний:

1) Голландская торговая экспедиция 1595 года из 7 судов вошла в Карское море, но не зная, может ли вступить во встреченный плавающий лед, вернулась, между тем пере­секать здесь носящийся редкий лед дело обычное и легкое.

2) 2-я экспедиция Варентса была на С. В. Новой Земли, в заливе занесена льдом; мы уже видели, что летом в Карском море ветра всегда от северо-востока, которыми и нажимает лед на Новую Землю, поэтому если море не чисто, надо, стоя в заливе, всегда быть на чеку.

3) Экспедиция Чичагова 1765 и 1766 гг., ищет свобод­ного моря под такой широтой, как 801/2°.

III-я группа — неосторожность, к ней относится:

2-я экспедиция Крузенштерна в 1862 году. Он был сорван с якорей льдом в Югорском шаре, но затем освободился, а потом уже сам прицепился к льдине и через несколько дней был окружен льдом, между тем простору было много, если несколько дней он шел на этом буксире».

Надо особо отметить, что огромную роль в изучении Сибири сыграли энтузиасты, и особенно крупные промышленники и купцы. Именно за счёт частного капитала, который спонсировал экспедиции, во многом закрашивались «белые пятна» на картах сибирских «землиц».

 

[1] Вилькицкий. Северный морской путь. – С.-Петербург, 1912. – С. 8.

[2] Вилькицкий. Северный морской путь. – С.-Петербург, 1912. – С. 27.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *