Потерянный город

Сибирь всегда привлекала русских князей и царей своими богатствами. Но на протяжении веков эти земли оставались практическими независимыми от московского двора, хотя и входили в титул московских князей, а потом и первого русского царя, здесь иногда собирали ясак и на этом все контакты заканчивались.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Планомерное освоение Сибири русским государством началось лишь после похода «Ермака со товарищи«. Впрочем, ради истины скажем, что первые попытки были предпринятые ещё при великом князе московском Иоанне III (1440 — 1505 гг.), но несколько военных походов не изменили положения в Сибири. Уже к концу XV века здесь прочно расположилось Сибирское ханство, один из улусов распадающейся к тому времени Золотой Орды.

В 1483 году великий князь Иоанн III снарядил отряд ратных людей, но москвитян тогда разбили. И после этого, в 1499 году отряд в четыре тысячи человек вновь отправился к Уральским горам.

В этот раз победа была на стороне русского оружия. Побеждённые обдорские князья, вместе с другими, были вынуждены явиться в Москву. Там посчитали, что окончательно покорили Сибирь.

Но через шестьдесят три года татарский хан Кучум развеял их заблуждение, когда объявил себя ханом всего Сибирского царства. Вот здесь в московских палатах начали чесать затылки. Впрочем, Сибирские земли для Московии были ещё не самой важной из проблем, у них хватало другой головной боли, ведь на границах княжества постоянно вспыхивали войны, да и внутри Московии не всё было ладно и спокойно.

Так что хоть великие московские князья именовали себя «Царь и государь всея Руси и великий князь Югорский, Пермский, и Удорский и Обдорский и иных» на самом деле реальной власти здесь не имели.

Вот что пишет историк Карамзин:

«господство наше за Каменным Поясом было слабо и ненадежно: татары сибирские, признав Иоанна своим верховным властителем, не только худо платили ему дань, но и частыми набегами тревожили Великую Пермь, где был конец России. Озабоченный непрестанными войнами царь не мог утвердить ни власти своей над отдалённою Сибирью, ни спокойствия наших владений между Камою и Двиною, где издавна селились многие россияне, привлекаемые туда естественным изобилием земли, дешевизною всего нужного для жизни, выгодною мены с полудикими соседственными народами, в особенности богатыми мягкою рухлядью».

Одними из первых, кто прочно обосновался на сибирских землях, были купцы братья Строгановы. Иоанн IV Грозный (1530 — 1584 гг.) кстати, напомню, внук Иоанна III, разрешил им ставить крепости, держать своих воинов. Но солепромышленники не смогли противостоять постоянным набегам татар и местных народов, и потому решили призвать на свою службу профессиональных бойцов. В те неспокойные времена наиболее подготовленными были стрельцы и волжские казаки. Но стрельцы служили государю, а вот с вольными казаками дело обстояло проще. Так думали Строгановы. В чём-то они были правы, но дело вышло совсем по-другому, совсем не так, как они рассчитывали.

Сохранилась летопись под названием «Повесть о взятии Сибирския земли» где описывается начало похода отчаянной дружины. Там точно были подмечены особенности казачьих характеров:

«В лето 1579 года апреля в шестой день слышали Семен и Максим Строгановы от достоверных людей о буйстве и храбрости поволжских казаков Ермака Тимофеева. Того же году июня в 28-й день придоша с Волги атаманы и казаки Ермака Тимофеева Поволжского».

Но была и другая причина внезапной для всех, в том числе и для самих казаков, их передислокации в Сибирь. До этого они служили на берегах Нижней Волги, где кочевали татары Большой Ногайской орды. Их князь отправил парламентёра с мирной миссией в Москву, а в это время другой отряд начал вероломно грабить русские сёла. Удалые казаки, не вникая в хитросплетения большой политики, на всякий случай разгромили оба отряда. Иоанн IV Грозный сильно осерчал и казака, доставившего в Москву пленных татар, обезглавил, других казаков объявил «ворами«, так в те времена называли государственных преступников.

В это время и подоспело приглашение Строгановых. На военном совете было решено уйти в якобы безопасную, далёкую Сибирь. Но не все одобрили это решение атаманов и предпочли остаться в родных местах. Позже они очень пожалели, карательная экспедиция, посланная Иоанном IV, жестоко покарала оставшихся казаков.

Но, злопамятный царь достал их и в Сибири. Первого сентября 1581 года Строгановы получили грозную грамоту:

«Приказываю вам немедленно выслать Ермака с товарищами в Пермь и где им должно покрыть вины свои совершенным усмирением остяков и вогуличей; а для безопасности ваших городков можете оставить у себя казаков сто, не более. Если же не исполните нашего указа: то возложим на вас большую опалу, а казаков-изменников велим перевешать».

Царская грамота опоздала совсем немного, в этот момент казаки уже отчаливали от берега. Незадолго до этого сибирские татары разгромили несколько русских городков и торговых караванов, поэтому вооружившись у Строгановых, отряд отправился в набег, как они это привыкли делать на Волге. Никто тогда даже предположить не мог, что это было началом пути в бессмертную легенду.

В эту легенду с Ермаком уходило около пятисот человек.

Уже в октябре казаки разгромили воинство хана Кучума. Стремительно надвигалась зима, и поэтому им пришлось остаться в Сибири. Проводя мирную политику, стараясь поддерживать дружеские отношения с местными племенами, им удалось здесь закрепиться .

В Москве, о разгроме сибирского ханства узнали лишь на следующий год, когда Иван Кольцо, товарищ Ермака, «бил челом царю Сибирским царством». Иоанн IV простил казаков, и как гласят легенды, подарил шубу и две кольчуги, и другие подарки.

Помощь из Москвы запаздывала. Уже третий год ермаковцы изо всех сил старались выжить. Местные князьки и татары время от времени предпринимали вооружённые наскоки. Во время очередной стычки произошедшей августовской ночью 1584 г. погиб атаман Ермак.

И как гласит летопись, уцелевшие казаки «седоша в струги своя августа в 15 день и погребоша вниз по Обе».

Далее летопись гласит, что они «укрепили Обдорский острог, а напротив него на Оби построили городок Носовой, в качестве заставы и для сбора государева ясака».

Но как было на самом деле, нам сейчас трудно гадать.

ОСНОВАНИЕ ОБДОРСКА — МИФЫ И ФАКТЫ 

Впрочем, скорее всего основание Обдорска (ныне города Салехард) произошло на одиннадцать лет позже. В 1594 году местный обдорский князь поднял бунт против новой власти. Его воинство всерьёз угрожало городку Берёзов, административному центру края. Отряд казаков его усмирил. Но обстановка оставалась напряжённой. Главное недовольство у местных народов вызывал ясак, то есть налог, который они выплачивали соболями, песцами и другими ценными шкурами. Поэтому через год,

в 1595 г. отряд казаков под командованием Петра Горчакова и воеводы Александра Хрущёва выехал на высокий мыс, вдающийся между Обью и Полуем. Там находилась резиденция остяцкого князя. Казаки должны были привести его под высокую государеву руку.

Кроме этого, в то время казакам приходилось выступать миротворцами, так как между коренным населением тоже случались вооружённые кровопролитные конфликты. Так что было решено заложить здесь крепостицу. Конечно, имелись и другие причины для создания и укрепления именно здесь админстративного центра.

Официальная  версия, взявшаяся неведомо откуда, и продержавшаяся весь XX век гласит, что на Обдорском холме, где сейчас построен так называемый «Обдорский острог» казаки срубили крепостцу, но этого не могло произойти по нескольким причинам.

Первая причина

Дело в том, что издревле там стоял идол, которому поклонялись ненцы и ханты. А простые православные люди к чужим религиям относились весьма терпимо, и в чужой монастырь со своим уставом не совались. Вот что вспоминал путешественник и исследователь ямальского Севера Константин Носилов, когда бывал в Обдорске на рубеже XIX — XX веков.

На этом высоком Обдорском холме в конце XIX века стояла беседка, рядом была построена Васильевская церковь. Константин Дмитриевич любил посидеть здесь. И как-то заметил, что ненцы всегда останавливаются против этого мыса, кланяются ему, потом что-то развязывают, берут и бросают в его сторону. Сначала Носилов подумал, что они поклоняются Васильевской церкви, и даже порадовался, что христианизация так глубоко проникла в их жизнь. Но его разочаровал один старик, который тоже любил здесь сидеть. Он сказал:

«- Вы думаете, они поклоняются этому храму? Но по этому поводу говорят другое, они поклоняются этой горе. Тут стоял когда-то их главный идол. Говорят, я, верно, не знаю, его уничтожил покойный митрополит сибирский Филофей.

— Что же это за идол такой, которого они не могу забыть столетиями?

— Не знаю, но говорят, что это был большой идол, что-то вроде покровителя рыболовства, и я слыхал, что они съезжаются сюда целыми караванами и приносили ему сотни оленей в жертву, так что еще посейчас на месте этого обрыва находят в земле черепа животных.

— Что же он изображал из себя? Что-нибудь необыкновенное?

— Не знаю точно, но слыхал от самоедов, что это было громадное деревянное чучело, на которое уходило по двадцати шкур оленей на одежду, и, говорят, русские очень боялись его в первое время, как зазнали этот городок, и не приближались к нему близко, чтобы не оскорблять самоедов».

Филофей Лещинский ещё в XVIII веке пытался христианизировать местное население. Но, несмотря на все его усилия, аборигены неохотно принимали новую веру, так как этот процесс сопровождался уничтожением идолов и местных святилищ. Поэтому святителя иногда встречали даже градом стрел. Позже вышел царский указ, где подобные перегибы осуждались и были запрещены.

А этому капищу инородцы поклонялись вплоть до начала XX века, несмотря на то, что уже в XVIII веке здесь стояла православная церковь.

Вторая причина… и не последняя.

Есть ещё одно косвенное свидетельство, где могли обустроиться первые русские. Иван Шемановский, служивший игуменом в миссионерской церкви, в своей статье «Обдорский городок»  написал, что даже сами обдоряне  не знают, что у них в селе есть Обдорский городок, который был расположен на берегу Полябты, в районе, где сейчас находится Агроэкономический колледж. Даже в начале XX века там ютились землянки, в которых жили остяки, как тогда называли народ ханты. Есть ещё одно упоминание, что Обдорский острог был заложен в двадцати пяти верстах от этого места, уже непосредственно на берегу Оби. Если это так, то скорее всего, где сейчас расположен посёлок Горнокнязевск.

О том, что район слияния трёх рек: Оби, Соби и Полябты чем-то привлекал людей издревле, подтверждает и тот факт, что недалеко от этого холма располагается знаменитое Усть-Полуйское жертвенное место ( городище), впрочем, на территории Салехарда, есть много и других не менее интересных археологических памятников.

Могу добавить, что археологические раскопки на Обдорском мысу доказали, ещё в эпоху неолита, то есть более пяти тысяч лет назад, здесь стали селиться люди.

Есть ещё несколько вопросов, на которые до сих пор нет ответа. Например, где был построен городок Носовой, или Низовой, в литературе встречается несколько вариантов названия этого поселения.

P.S. В конце этой небольшой статьи могу лишь добавить одно, поиски места, где казаки впервые здесь обосновались, сейчас практически не ведутся.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике История Православия на Ямале, Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду, Ямальская мистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Потерянный город»

  1. Уведомление: Основание Обдорска — результат мировых событий | Ночной Директор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *