Первые насЕльники Сибири. II часть

продолжение

Сейчас некоторые публицисты постоянно говорят и пишут «вопросы и проблемы освоения Сибири». Такая постановка вопроса провоцирует хрен на знает что, особенно когда это касается прошлого Сибири. Ну зачем вопрошать? Это уже факт – Сибирь Российская территория.

А сейчас продолжу рассказ об истории освоения Сибири, которую начал в статье «Первые насельники Сибири I часть». Давайте обратим своё внимание к другим исследователям, а то читая Петра Буцинского уж слишком однобокая картина вырисовывается. А ведь в самом деле было не так просто, как нам пытаюсь это навязать некие историки и особенно, публицисты.

Остановлюсь на двух замечательных исследователях. В первую очередь упомяну Льва Гумилёва. К сожалению, официальная наука до сих пор неохотно признаёт его труды и выводы. Но подобных случаев весьма достаточно, когда некая оригинальная концепция не укладывается в официальные рамки, противореча, или наоборот, даже дополняя существующую точку зрения, но академической наукой воспринимается в штыки. Должно пройти много времени, что бы истинность нового взгляда всё-таки была доказана, и, главное, принята наукой. Вот так же произошло с Гумилёвым. До сих пор многие научные труды маститые учёные отвергают. Да и немудрено. Ведь он отталкивался не только от фактов или документов, а смело выдвинул собственную теорию развития человечества, где фигурируют некие абстрактные, нематериальные понятия, которые невозможно измерить приборами, пощупать руками или увидеть и прочитать. Напомню, что Лев Гумилёв, доктор исторических и географических наук, в XX веке создал учение, где человек и даже народ, им рассматривались как биосоциальные категории.

Лев Николаевич предложил своё видение происходящего в Сибири. Его мнение было мало связано с  политическими, экономическими, социальными и другими причинами, предложенными многочисленными исследователями.

Если следовать его гипотезе, то любое живое существо обладает биохимической энергией, в том числе и человек. Когда же её становиться в организме с избытком, то у человека появляются способности к сверхнапряжению. Эту характеристику поведения Лев Николаевич назвал пассионарностью. А людей, у которых подобной энергии слишком много – пассионариями. Говоря иными словами, инстинкты самосохранения у них в силу неких причин подавляются, и именно это заставляет людей совершать подвиги. В своём последнем труде «От Руси к России: очерки этнической истории» он развил свою гипотезу о пассионаризме, там он пишет:

«Русские землепроходцы были людьми очень пассионарными — жестокими, инициативными, настойчивыми, и потому часто нарывались на неприятности с тогдашним начальством — воеводами. Сибирь манила «буйные головушки» волей, а сибирских аборигенов, морозов и просторов они не боялись».[1]

Как историк, Гумилёв ясно видел, что любые народы или цивилизации переживали три этапа: начало, подъём и расцвет, а потом неизбежный упадок. И здесь не было исключений.

Он доказывал, что в период от смерти Иоанна  III в 1505 году до начала царствования Михаила Романова в 1613 году, как раз был взлёт Руси, а потом последовало небольшое угасание пассионаризма русского народа.

Смуты, потрясшие Русь на границе XVI – XVII веков, нанесли страшный урон русскому этносу. Но в начале века генофонд страны начал, несмотря ни на что, восстанавливаться, и энергичные люди снова стали искать выход своей бурлившей энергии.

Гумилёв писал:

«Русские пассионарии в 20-х годах XVII века не хотели ковыряться в земле, а стремились жить на границе, воевать, отстаивать православную или любые политические интересы — лишь бы найти применение своей избыточной энергии».[2]

И вот здесь, как по чьему-то заказу, случился поход Ермака в Сибирь. Впрочем, с походом Ермака так же не всё ясно, уж слишком много случайностей произошло, так что поневоле поверишь в некие силы, которые якобы рулят миром.

Но как бы там ни было, на рубеже XVI – XVII столетий перед глазами неугомонных русичей открылись ошеломляющие перспективы, где можно было приложить свои усилия, выплеснуть свою неуёмную энергию. Государство не мешало этим инициаторам «кланявшимися» всё новыми и новыми «землицами». А ведь эти «землицы» были таковыми, что в каждой из них свободно могло разместиться среднеевропейское королевство, не говоря уже о богатствах новых территорий. Эти первопроходцы двигались самостийно, на свой страх и риск объясачивали целые народы, приводили их под «высокую царскую руку».

Кстати, здесь хочу упомянуть ещё одного историка, на сей раз сибирского, Петра Словцова. Он ещё в XIX веке, в своём труде «Историческое обозрение Сибири», верно отметил, что:

«Сибирь есть продукт самостоятельного народного стремления и творчества, результат порыва русского народа к переселениям и стремлению создать новую жизнь в новой стране, которую впоследствии государство утилизировало и регламентировало… Способности русского народа, приобретшего целую страну и огромные богатства государству, таланты народа к самоустройству и общественному хозяйству выразились в новой (сибирской) стране при самых трудных обстоятельствах».[3]

Кстати говоря, предки этого замечательного исследователя, служили в одной из сибирских церквей, а до этого сами были переселены в Сибирь в начале XVII века по распоряжению патриарха Иова. Так что Пётр Андреевич знал, о чём писал, так сказать не понаслышке. Недаром он написал, что «Сибирь завоёвана не генералами».

К тому же он был не кабинетным учёным, ему пришлось поездить практически по всей Сибири. Так что он хорошо представлял себе этот огромный край, знал его историю, видел всего его современные проблемы.

Поэтому я могу сказать, оба исследователя прошлого Сибири: Пётр Словцов и Лев Гумилёв говорили об одном и том же. То есть, государство на первых этапах при освоении Сибири, большой роли не играло.

От властей таким пассионарным личностям, как Ермак, Хабаров, Поярков, Атласов и многим другим, было нужно не так уж и много. Им всего лишь требовалась моральная поддержка правительства, а ещё они просили пищали, свинец, порох.

Так что поговорка: «Не мы такие, а жизнь такая», полностью верна.

И что же получилось в итоге всех этих титанических усилий? Отвечу. Мало того, что эти первые русские землепроходцы менее чем за век присоединили к Москве огромную территорию, да такую, что когда в Европе узнали, то ахнули. Ведь они добрались до самых восточных окраин Евразийского континента, и перебрались даже в Америку. Но увы, по прошествии многих десятилетий, об их жизни уже мало что было достоверно известно. Они вошли в легенды. Их трудами пользовались и пользуются. Правда, если положа руку на сердце, то пользуются безалаберно. То Аляску отдали, то вообще Сибирь стала пугалом для многих подданных Российской короны, а позже и строителей нового светлого будущего. Вряд ли казаки и прочий люд, первыми осваивавшими сибирские земли, думали, что бестолковые потомки так бездарно будут транжирить их успехи. А ведь Менделеев утверждал, «Россия  будет прирастать Сибирью». Увы, пока только в качестве сырьевого придатка для страны и половины мира.

И вот что обидно. Ведь Америка и Австралия начали осваиваться приблизительно в одно время с Сибирью! А результат??? 

Оценивать можно по-разному. Особенно после многих лет. Как говорит пословица: «цыплят по осени считают«. Что будет через несколько лет, а то и десятков… посмотрим.

В общем, что имеем не храним, а потерявши плачем!

Но и этого мало. Усилиями неких типа историков, и особенно писателей, журналистов и публицистов, весь труд русских пионеров-первопроходцев подобными деятелями замалчивается или усиленно поливается грязью. Почему-то они забывают, что весь мир в те времена жил по таким законам, так что не надо со своими мерками лезть в историю, а просто-напросто, спокойно воспринимать её, извлекая выводы.

P.S. И ещё пару слов.

Мало кто задумывался, что эти пассионарии стали основателями новой нации – сибиряк!

К сожалению, нигде «сибиряк» как нация не записано, но это не помешало появиться в русском языке многим новым словосочетаниям, прочно вошедшим в нашу жизнь, например, «сибирское здоровье», и так далее. Вспомним, в Великую Отечественную войну, ведь это же факт, когда фашисты узнавали, что перед ними стоят сибирские дивизии, то уже одно это, вызывало у них панику.

И сейчас слово Сибирь прочно ассоциируется с чем-то крепким, чистым и непоколебимым.

[1] Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. /Послесл. С. Б. Лаврова. — М., 1992. — С. 260-261.

[2] Гумилев Л.Н. От Руси к России…. – С. 260-261.

[3] Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Изд-во. 1886 г. – Стр.280.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Первые насЕльники Сибири. II часть»

  1. Уведомление: Первые насельники Сибири. I часть | Ночной Директор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *