Обдорские церкви

Первые робкие шаги православная вера в Сибири начала делать в XVI веке, когда здесь появились казаки. И хотя они были уверены, что этот край населён дикими и языческими племенами, но своей веры насильно никому не навязывали, следуя народной мудрости, «со своим уставом в чужой монастырь не суйся».

Известен царский указ от 1685 г., где сибирским воеводам предписывалось, что если кто из них захочет принять крещение по своей воле, то крестить, «а неволею никаких иноземцев крестить не велеть!». Далее в этом указе особо отмечалось, что «Сибирь государство дальнее и стоит меж бусурманских и иных вер многих земель…».

Поэтому в Сибири христианская религия и язычество до сих пор мирно уживаются друг с другом. В отличие от тех же европейских колонизаторов, огнём и мечом беспощадно насаждавших христианство на Американском континенте, и даже в Европе находя врагов своей веры среди своих единоверцев.

Многие исследователи до сих пор отмечают, что русские православные люди гораздо терпимее относились к инородцам, чем поборники других конфессий и религий. Впрочем, они всё равно должны были следовать общему правилу, гласившему:

«Где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по благословению Тобольских первосвященников, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святыней. А где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви».

Поэтому сейчас создаётся стойкое впечатление, что во всех новых сибирских городах сразу строились православные храмы, монастыри или церкви и часовни. Но так ли было на самом деле?

Долгое время была принята официальная точка, что в Обдорске церковь была сооружена ещё в самом начале XVII века. В литературе, естественно, упоминается об этом знаменательном событии. Вот что пишет И.С. Шемановский в своём «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Берёзовском крае Тобольской губернии (1032 – 1910 гг.)»:

«Обдорским князем Василием построена в Обдорске деревянная церковь во имя св. Василия Кесарии Каппадокийския, при чем духовенство для отправления в ней Богослужения, вероятно изредка наезжало из г. Березова».

Шемановский указывает дату – 1602 год. Кроме этого встречаются и другие даты. Например, Абрамов утверждает, первая церковь была основана ещё раньше, после того как «обдорский остяцкий князь Василий, по принятии святого крещения в Москве, возвратившись в свое жилище, в 1600 году построил в Обдорске церковь во имя св. Василия Великого». А вот в другом исследовании он же описывая неудачное посещение Обдорска митрополитом Филофеем Лещинским, происходившее в 1726 году, утверждает, что церковь там была поставлена только в 1745 году. К этому же времени относятся архивные документы о строительстве Васильевской церкви, дошедшие до наших дней.

С первыми датами можно было бы согласиться, если бы не несколько немаловажных моментов, которые ставят их под сомнение. На них обратили внимание современные историки, когда проводили свои непредвзятые исследования.

До сих пор все уверены, что Обдорск был основан в 1595 году, и казаки сразу же приступили к строительству укреплений, жилья, и в том числе, церкви. Но как показывают новейшие исследования истории этого села, постоянное жильё русские здесь стали строить не ранее 30-40-х годов XVII века.

Откуда взялась эта уверенность? Можно смело предположить, в Москве не всегда владели достоверной информацией. А подданные, оказавшись наедине с суровой действительностью, иногда отступали от правил, всё равно проконтролировать их никто не мог, а для успокоения дьяков из приказных изб, кое-какую информацию могли и не распространять. Так что от царских указов до их претворения в жизнь мог лежать большой и тернистый путь, занимающий немало времени. А историкам, спустя многие десятилетия, и даже столетия приходится исходить только из доступных им документов. Свидетелей-то не осталось.

Сейчас достоверно установлено, постоянного населения в Обдорске не было, до XVIII века здесь служили так называемые годовщики.

Надо напомнить, изначально Обдорск был центром сбора ясака – налог пушниной с местных народов. В начале XVII века, когда возникла Мангазея, он ещё стал таможенным пунктом. Но всё равно, люди сюда приезжали лишь на несколько месяцев зимой и летом. В межсезонье здесь было нечего делать . Но всё же, если предположить, что мизерное постоянное население стало здесь обживаться, то это были таможенники, сборщики ясака, казачьи команды, вынужденные время от времени гасить вспышки недовольства аборигенов. Без сомнения, культовое сооружение им было необходимо, но церковь без священника дело немыслимое, а ведь даже в более обжитом и населённом юге Тобольской губернии, многие первые храмы были закрыты из-за отсутствия церковнослужителей и прихожан.

Дело сдвинулось после того, как в 1742 г. в Тобольске принял крещение обдорский остяцкий князь Василий Мурзин Тайшин. Но прошло ещё немало времени, прежде чем приступили к строительству. Долгожданный указ вышел 12 августа 1746 года, там говорилось:

«… велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого. Того ради тебе, священнику Кузнецову, во оном августе месяце во оной обдорской волости заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого, а по заложении той церкви репортовать в заказных дел некоснительно, а к построенной той церкви плотников приказать и в том имеет наблюдательство закащик протопоп Гавриил Максимов».

Как следует из дальнейшей переписки, строительство началось до этого указа, ещё 1 августа, «святая церковь за помощи Божей мною нижайше заложена и строитца с поспешанием». В июне следующего года казаки продолжили начатое. В качестве стройматериала разобрали речную барку, на которой приплыли.

Саму церковь поставили «немного восточнее острожка, сооруженнаго в 1730 году». Такие «острожки» были поставлены во многих сибирских волостях для охраны крещёных инородцев.

Изучая историю Васильевской церкви, невозможно обойти вниманием и непосредственных участников тех событий. Тем более кое-то из них оставил весьма интересный след в истории не только Сибири, но и всей России.

Дело в том, что ещё до начала строительства, здесь уже жили священник Фёдор Кузнецов и дьякон Фёдор Кокоулин. Скорее всего, постоянно, так как их сюда сослали. Во многом благодаря их усилиям, крещение инородцев в крае не замирало, Кузнецов даже смог убедить язычников, что церковь им необходима. Позже оба приняли самое непосредственное участие в её возведении.

Судя по всему, их биография была весьма непростой. В 1738 году они служили в храме Берёзова. В это же время там была в ссылке семья князя Долгорукого. Содержали их очень строго. Но злопамятный Бирон и там не оставил их своим вниманием. Как-то летом в этот уездный город приехал «капитан гвардии Ушаков, под видом будто бы навестить изгнанников от Императрицы». На самом деле он приехал проверить один донос на княжескую семью, мол, они весьма нелестно продолжали отзываться о Бироне, а заодно проверить, как их содержат. Также он должен был проверить, кто из окружения Долгорукого придерживается этих взглядов. Видимо навет подтвердился, во всяком случае, в одну тёмную осеннюю ночь к Берёзову подплыло небольшое судно, «в которое в которое секретным образом были вызваны и посажены: князь Иван Долгоруков, караульный майор Петров», и несколько сочувствующих жителей и местных священников, в том числе Кузнецов и Кокоулин. Подробности этой операции, история умалчивает. Но, наутро в городе недосчитались тридцати одного человека. В Тобольске, к их ужасу и негодованию, выяснилось, что судьёй у них всё тот  же Ушаков. Следствие было быстрым, а наказания незамысловатыми, но грубыми. Священников наказали плетьми, а Кузнецова «кнутом с вырыванием ноздрей», к тому же его лишили сана, после этого они были сосланы в Охотск в «солеваренную работу». Семью Долгорукова ждали более серьёзные наказания. В 1743 г. все сосланные священники были «возвращены из каторжной работы». Благодарные княжны Долгоруковы, когда вернулись из монастырей, куда были сосланы, звали к себе всех пострадавших духовных лиц, на это даже согласился и Святейший Синод, но предание гласит, что они предпочли доживать свой век в Сибири. Впрочем, есть предположение:

«Обдорский священник Феодор Кузнецов и дьякон Феодор Кокоулин, возвращенные из ссылки по приглашению Елены Долгоруковой, переведены и отбыли в Москву».

В документах их назвали «обдорскими» видимо потому, что после ссылки они были назначены служить в Обдорск, где как раз начались подготовительные работы к постройке первой церкви. Во всяком случае, в некоторых документах, присланных из Обдорска, они фигурируют как «закащики». А на самом деле Кузнецов писал челобитные о переводе его на юг, видимо Долгорукая не забыла его, но ему было запрещено трогаться «с места своего, где теперь жительство имеешь… Пока от княгини Елены Алексеевны Долгоруковой прислано будет на твои письма ответствие о коште для проезду». Так ему ответствовали в 1750 году, а пока он занимался насущными проблемами в Обдорске.

Для того чтобы заработала любая церковь, мало построить стены и покрыть их крышей, необходимо ещё было и внутреннее наполнение. Для богослужения требовались иконы, колокола, различная утварь, одеяния для священников, книги и прочее.

В основном, к 1747 г. строительство было закончено, но возникла большая проблема, требуемые предметы было трудно купить. 31 мая тобольская таможня, которой было поручено снабдить обдорскую церковь, отвечала, что у прибывших в Тобольск с «ирбицкой ярмонки купецких людей» ничего нужного не было, у тобольских купцов тоже ничего не нашли.  Более того, никто не взялся доставить необходимое даже по договору. Недостающие предметы культа пришлось искать по всем городам Сибири, обращались даже в Москву.

Несмотря на то, что в деловой переписке церковь уже неоднократно была объявлена построенной, на самом деле работ было ещё много. Например, в своём «доношении» от 8 января 1748 г., протопоп Гавриил Максимов пишет митрополиту Антонию о том, что «оная Васильевская церковь ныне уже совершенно построена» и даже просит разрешение на её освящение. Но тут же добавляет, для священнослужителей нужны «одеяния», а также книги, сосуды и колокола. Судя по всему ситуация мало изменилась и через два года, обдорские священнослужители продолжали заниматься устранением недоделок, к тому же постоянно возникали всё новые и новые проблемы, которые накладывались на уже существующие.

31 марта 1750 года из Обдорска было отправлено очередное письмо с просьбой о присылке дополнительного стройматериала, в том числе решётки на окна, гвозди, доски, дверцу, колосники и заслонку для печи. Кстати, из существующей переписки непонятно, то ли они достраивали или ремонтировали старую печь, то ли решили поставить ещё одну. Как показали дальнейшие события, здание получилось слишком большим для местного климата, и потому отапливать его было большой проблемой. Обдорские попы не раз поднимали вопрос о закупке дров и содержании сторожа «ибо при той церкви никакога обыкновенного дохода не имеетца». И неоднократно просили о дополнительном финансировании для окончания строительства. Церковь грозила превратиться в своеобразный средневековый долгострой.

Но всё когда-нибудь заканчивается.

3 декабря 1750 г. митрополит Тобольский и Сибирский преосвященный Сильвестр благословил освящение «вновь построенную березовскаго ведомства в Обдорске городке казенный Ея императорскаго величества кошт церковь божия святаго Василия Великаго» и разрешил «отправлять в ней божественную службу». Но видимо, церковные власти были всё же чем-то недовольны, так как в очередной раз указывали, «чтоб престол в ней построен был в указанную меру».

(Продолжение Обдорские церкви — особенности строительства)

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Обдорские церкви»

  1. Уведомление: Обдорские церкви — особенности строительства | Ночной Директор

  2. Уведомление: Потерянный город | Ночной Директор

  3. Уведомление: Первый каменный дом в Обдорске | Ночной Директор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *