О Полярном Урале и Легендах о Сихиртя

Уральские горы протянулись на 2500 км с севера на юг – от студёного Карского моря до среднеазиатских степей и полупустынь.

В древности люди называли Урал Рифейскими, или Гиперборийскими горами, средневековые географы – Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным Поясом.

Название Урал впервые упоминается в русских документах конца XVII в., но только в XVIII столетии оно прочно входит как в официально-деловой, так и в разговорный оборот. Топониму Урал посвящено множество работ, есть финно-угорская и тюркская версии происхождения названия, однако этот вопрос по сей день остается открытым. Уральская горная страна условно делится на Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал, Мугоджары.

Название Полярный Урал (68°30´ – 65°40´ с.ш.) было предложено известным путешественником А.И. Шренком, чтобы отделить своеобразный и очень суровый крайний север Урала с его безлесными горами и тундрами от более мягкого Северного Урала.

В настоящее время под Полярным Уралом понимают ту часть Уральского хребта, которая начинается у берегов Карского моря горой Константинов Камень и заканчивается у верховьев реки Хулги (там начинается Приполярный Урал). По водораздельному хребту Полярного Урала проходит граница между Республикой Коми и Ямало-Ненецким автономным округом. На восточном склоне условная линия разделения Полярного и Приполярного Урала считается границей между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области. Таким образом, общая длина Полярного Урала немногим меньше 400 км. Его северная меридиональная часть представляет собой мощную горную систему, достигая 60–100 км в широтном направлении, юго-западная часть значительно уже – до 30–50 км.

Народы, живущие на Урале, издавна слагали о нём мифы и предания. Вспомните хотя бы сказы Бажова о Хозяйке Медной горы. В одной из древних ненецких легенд говорится, что Камень – так ненцы называют Урал – это прародитель всех гор на планете. По преданию, когда-то Земля была жидкой, она волновалась, как море, и трудно было жить на ней. И тогда люди стали просить Бога, чтобы он укрепил Землю. Бог услышал их молитвы. Семь дней и семь ночей сыпались с неба камни – и выросли Уральские горы, и  стала Земля  крепкой.  Потому-то и поныне там так много священных мест, куда и сегодня стремятся кочевники-оленеводы, чтобы поклониться им, попросить помощи и поддержки.

Об истории одного такого паломничества поведала мне Вера Ларовна Хоротэтто, родившаяся в тундре полуострова Ямал.

Кочевник-оленевод  из далёкой Тамбейской тундры, которому буквально чудом удалось сохранить стадо, дал зарок побывать на Камне и принести жертву богам. Долго он кочевал по тундре, потом перевалил через Байдарацкую губу и, наконец, оказался в горах.

«Когда он добрался до места, — рассказывала Вера Ларовна, — то был удивлён количеством камней. У нас же «на кончике Ямала» и камушка-то не найдёшь для грузила, не то что больших булыжников. А тут камни, «как нарты большие лежат, а многие камни – как чума».  Он провёл необходимый ритуал: разжёг огонь, одного оленя в жертву принёс, голову его положил на камень так, чтобы рога смотрели на север, шкуру расстелил, как будто олень лежит, и угостил мясом богов Камня.

И тут ненец заметил, что у него завязка от кисов (обувь, сшитая из шкуры, снятой с ног оленя, мехом наружу. Прим. автора.) развязалась. Он наклонился, чтобы завязать её, и чуть не споткнулся. Смотрит: из-под ноги камушек, «как с человеческим лицом». И он говорит: «А! Вот ты, оказывается, где!  Я за тобой приехал, нарта у нас с тобой уже готова».  Камушек всё время в руке держит и  разговаривает с ним, как с человеком. Дошёл до нарты, положил камень: «Вот наша нарта, мы домой поедем». Камушек   ни в коем случае не  должен упасть! Не дай бог, если ты по дороге домой то, что нашёл, потеряешь – это уже погибелью грозит… Ненец  благополучно добрался до дома, отдал жене привезённый камушек и наказал ей: «Это мужчина, потому что ликом он похож на мужчину, ему надо сшить малицу». Женщина шьёт маленькую малицу, кисы. Делают ему и пояс, в общем, снабжают всей мужской атрибутикой. Потом ненец кладёт своего гостя на священную нарту и, когда хорошая погода,  забивает ещё одного жертвенного оленя, чтобы камушек уже окончательно стал своим. Угощает его ненец и говорит: «Ты – мой оберег, и твоя задача – беречь моё стадо. Ты – мой помощник».

 Судя по описанию, ненец побывал на горе Малый Минисей (525 м) в кряже Минисей, примыкающей с юго-востока к Константинову Камню. У этой горы характерная острая вершина – трехгранная пирамида, сложенная кварцитовидными песчаниками красного цвета. Угрюмый и величественный пейзаж привлек внимание ненцев, и гора Минисей стала их священным жертвенным местом.

Об этом писал ещё Э.К. Гофман (в 1848г. отряд Североуральской экспедиции Русского географического общества под его руководством достиг северной оконечности Уральского хребта), а затем и О.О. Баклунд (1909 г Карская экспедиция под флагом Императорской Академии Наук), по сообщению которого здесь располагалось главное хранилище ненецких идолов всех обдорских тундр. И озеро, которое находится у юго-восточного склона, также является священным.

Финский лингвист Т. Лехтисало, занимавшийся сбором ненецких языковых и фольклорных материалов, опубликовал в Хельсинки книгу о мифологии ненцев и Большой ненецкий словарь. В его трудах упоминается и священная гора Минисей, и живущее на ней одноименное божество.  Сам автор выводит название Минисей от ненецкого глагола минесь – «нести» и утверждает, что ороним Минисей надо переводить  как «Носитель». Оказывается, по ненецким преданиям, Минисей – один из «носителей» нашей Земли, поддерживающих ее. Любопытно, что этот титан с Полярного Урала – существо женского пола – «бабушка Минисей». Не правда ли, всё это перекликается с древней ненецкой легендой о происхождении Камня?..

В ненецкой легенде «Три повелителя гор» говорится о священном месте на горе Саурей, где приносились даже человеческие жертвы. Гора Хуута-Саурей (1345 м) расположена близ истоков реки Хуута, относящейся к бассейну Байдараты, в 40 км к югу от горы Большой Минисей. В источниках первой половины ХХ века гора упоминается под ненецким названием  Саурей-Пэ – «Камень Саурей» и хантыйским Саур Кеу с русским уточнением – Малый Саур-Кеу.

Не однажды приходилось мне бывать в этих местах, любоваться горными вершинами. Иногда макушка Саурея бывает спрятана в белом облаке, словно оно плыло по небу и зацепилось за гору. Про Саурей тоже бытует немало легенд. Есть, например, древнее сказание, все события которого разворачиваются вокруг этой горы. Там же описывается священное место, которое находилось на самой вершине и где приносились человеческие жертвы.

Есть ещё одна легенда, в которой говорится о том, как верховный Бог Нум-Торум  летал  над землёй, чтобы равномерно распределить все полезные ископаемые. Дело было зимой, стояли сильные морозы. И когда Бог пролетал  над  Полярным Уралом и Ямалом, прохудились у него варежки, замёрзли руки. Не смог он удержать богатства, и все они просыпались на наши земли. Потому так много на Ямале запасов нефти и газа. И, кстати сказать, если говорить об окрестностях той же горы Саурей, то, по предварительным геологическим оценкам,  там имеются месторождения свинца и  цинка, барита,  серебра, кадмия и золота…

Обо всех горах не расскажешь, но, наверное, стоит ещё упомянуть о Сиртя Пэ – небольшой возвышенности на крайнем западе Урала,  где берёт начало река Сиртяяха. В ненецкой топонимии названия, содержащие слово сиртя, встречаются довольно часто, например, Сиртято – «Озеро сиртя», Сиртя-Седа – «Сопка сиртя» и т.п.

В ненецких легендах сиртя – маленькие человечки, которые жили по берегам водоёмов: морей, рек, озёр, рыбу ловили, морского зверя добывали.  Но потом они ушли под землю и теперь только  по ночам выходят на поверхность. В традиционных описаниях сиртя предстают нам как светловолосые, светлоглазые люди маленького роста, очень красивые. Эти предания о сиртя во многом аналогичны русским сказаниям о чуди белоглазой, якобы тоже укрывшейся под землей, когда стало известно о приближении русских. Кстати, само название этого загадочного народа в различных местах несколько отличается: сихиртя, сиртя, сииртя, сиритя, сихирти.

А  что в наше время думают ненцы о существовании этого таинственного народа?  Вот мнение только трёх из них.

Ирина Сергеевна Хэно, уроженка Пуровского района, известная собирательница фольклора:

«К сихиртя, как к народу, который некогда жил на наших территориях, я отношусь совершенно всерьёз. Буквально ещё в конце позапрошлого века мы жили рядом с ними, люди встречали их в определённых местах, общались  и даже  вступали в браки. Это были люди невысокого роста, очень светлые. У них были очень красивые женщины, которые имели много металлических украшений с изображениями оленей и других животных с рогами. Если мы находим такие металлические украшения в тундре, то очень бережно храним их.

 Возможно, в том «чистом виде», как раньше, их уже нет. Однажды у нас с Еленой Григорьевной Сусой (большой знаток и исполнительница ненецкого фольклора. — Прим автора) зашёл разговор о происхождении родов, о некоторых  названиях и фамилиях. Конечно, не могли мы не коснуться и  рода Хэно. Так вот, она считает, что наш род произошёл от сихиртя! Это очень близкая мне, интересная и романтичная версия. А в самом деле, почему бы и не быть нам потомками этого древнего, якобы досамодийского населения. И кто теперь докажет, чьей во мне крови больше: современных ненце или сихиртя?…».

Анастасия Тимофеевна Лапсуй – первая ненецкая журналистка, сценарист, режиссёр документальных и художественных фильмов. Мы знакомы с ней без малого сорок лет, и во время наших многочисленных бесед мы, конечно же, говорили и о легендарном северном народе.

— В моём далёком, далёком детстве старики обычно говорили про сихиртя, что это народ, который жил в земляных домах по берегам рек или по берегам Обской губы. Некоторые сихиртя даже женились на ненках, или, наоборот,  наши мужчины брали их девушек в жёны. На Ямале очень много курганов сихиртя. Также от стариков слышала, что со временем этот народ ушел в землю.

Когда меня забрали из тундры в школу, то у меня, как сегодня говорят врачи, случился нервный шок. Интернат, школа, да и сам посёлок были для меня настолько непривычными, что моя неустойчивая нервная система дала сбой. Почти два года я была слепой. Меня вернули к родителям в тундру.  Там моей любимой подругой стала Сэрхада – Белая бабушка, красивая, высокая, стройная, с очень длинными светлыми косами. Она всегда брала меня к себе на ночь, и мы вели с ней бесконечные разговоры.

Сэрхада знала неиссякаемое количество сказок, в том числе и про сихиртя, которые, по рассказам, жили неподалеку от нашего стойбища, на противоположном высоком берегу реки. Спрашиваю: «А куда они делись?» – «Они внутрь этой горы ушли. Если ты не будешь слушаться, да ещё ночами будешь бродить, то сихиртя тебя обязательно  заберут». – «Если мы ненэй ненец — настоящие люди, то кто такие сихиртя?»  – «Сихиртя – бледнолицые, – объясняла Сэрхада.  И мне представлялось:  вот мы, ненцы с загорелыми лицами, можно даже сказать, чёрными, а сихиртя живут в земле, значит, они хилые, маленького роста». Мне очень хотелось встретиться с ними. Я сидела вечерами на берегу около сопки и ждала их появления, но они почему-то не приходили ко мне. 

И Сэрхада   научила меня: «Если хочешь испытать судьбу,  то иди и попроси какую-нибудь вещь у сихиртя. Но нужно просить от души, сердцем проси и взамен  дай им тоже что-нибудь. Потому что сихиртя идут только на обмен. Они просто так ничего не дают». И однажды я действительно попросила. Мы в то время кольца делали:  проволочку намотаем, закрепим –, такие у нас были кольца. Надо сказать, ненки очень обожают эти украшения, и  в то время старые женщины носили по четыре-пять колец. Это могли быть самые разные кольца, у некоторых даже из царских золотых монет были  сделаны, но в основном –  серебряные. И до сих пор у многих старушек на их корявых пальцах обязательно увидишь три-четыре кольца. И вот однажды летом я перешла пересохшую речку, закопала в песок проволочное колечко и попросила сихиртя: «Дай мне  кольцо». В общем, сделала всё, как наказывала Сэрхада.  И вскоре нашла… настоящее бронзовое кольцо.

Говорят, если находишь вещи сихиртя, никогда нельзя брать ржавое или поломанное. Если они дали от чистого сердца, то вещь будет целой. Когда я показала Сэрхада свою находку, она ее повертела, повертела в руках и сказала, что это  действительно подарок сихиртя… Это кольцо оставалось со мной долгие, долгие, долгие годы.

Есть у меня ещё одна вещь, имеющая отношение к сихиртя. Там, где ныне расположен посёлок Яр-Сале, когда-то тоже была сопка этого народа. И моя тётя нашла там украшение сихиртя, которое она передала для  украшения моей тучи – мешочка для рукоделия… Я была уже взрослой, приехала в Финляндию, это украшение всё висело на моей туче. И вот однажды в музее города Пори я увидела точно такое же украшение! Только оно было позеленевшее, тронутое ржавчиной. Спрашиваю: «Откуда у вас это?  Где вы его нашли?» – «Из Финляндии, находка археологов». Я говорю: «У меня есть точно такое же. Взято с кургана сихиртя, который располагался  на месте нынешнего посёлка Яр-Сале». И когда я показала музейщикам свое украшение, оказалось, они и вправду одинаковы.  – «Как вы можете столь небрежно относиться к такой бесценной вещи?! – возмутились музейщики. – И вы не боитесь её потерять?» – «Она всегда у меня на туче висит. На Ямале знают, что это украшение сихиртя».

Сотрудники музея относят  кольцо к эпохе ранней бронзы. Значит, либо сихиртя были уже знакомы с производством бронзовых изделий, или же всё-таки это следствие контактов с людьми, и тогда возможно, что  у сихиртя были связи с жителями Скандинавии. Они ведь рыбачили, занимались морским промыслом, то есть владели водным транспортом. Наверное, они тоже кочевали, а значит, у них не было  постоянных мест проживания.

В 1991–92 годах мы снимали документальный фильм «Покинутый рай» на берегу Карского моря, и жили в чуме Нюбеча Яптик. У Нюбеча в священной нарте хранилась пряжка от мужского пояса. Однажды мы разговорились,  и я спросила: «Как она у вас оказалась?» – «Пряжка сихиртя досталась мне  от моих далёких предков». – «А что, твои предки были сихиртя?» – «Этого я не знаю. Может,  мои предки получили ее от сихиртя, а может быть, и сами были из этого народа». Неспроста ведь в семьях  многих ненцев до сих пор хранятся разные предметы сихиртя. Возможно, этот народ пришел к нам из других мест, а может, они и вправду были исконными жителями  Арктических широт».

 

Евгений Худи – из семьи потомственных оленеводов, работает заготовителем МУП «Ярсалинское». При этом Евгений Варьевич – известный знаток древних ненецких легенд, лауреат фольклорного фестиваля в Салехарде.

«У нас, ненцев, легенды о сихиртя передаются из поколения в поколение, – рассказывает Е.В. Худи. –  Есть немало легенд о встречах людей с сихиртя. Скажем, идёт человек по берегу реки и вдруг видит: торчит из-под земли бивень мамонта. Дёрнет за этот бивень – откроются перед ним двери, и  попадает он  в другой мир, не земной, а там тоже люди живут.  Но  на самом деле это – те, которые здесь до нас жили, тоже по земле ходили, рыбачили и охотились. Их поделки можно и сейчас найти во разных местах. На реке Юрибей, к примеру, повыше  фактории Усть-Юрибей есть обрыв с южной стороны – там немало интересных вещей находят…».

 А вот ещё один пример того, как в сегодняшних ямальцах жива вера в существование сихиртя. В конце августа прошлого года мы попали на так называемые сопки сихиртя в предгорьях  Полярного Урала. Кто-то из нашей группы  тут же взобрался на одну из  них. И тогда один из местных жителей обратился к ним: «Не топайте так сильно, не кричите! Вам было бы приятно, если бы кто-то громыхал на вашей крыше и нарушал ваш покой?!»…

Старший научный сотрудник ГБУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»

Л.Ф. Липатова.

(продолжение следует)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду, Ямальская мистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *