Немного о краеведении, музеях и краеведах на Ямале

В последнее время стало модным понятие «малая родина». Вроде бы всё правильно. Под этим как бы подразумевается, что каждый кусочек земли является частью нашей страны. Но вот не лежит у меня душа к этому термину и всё тут. По-моему, нет «большой» или «малой» родины. А есть ёмкое слово «Родина», где жили и трудились наши предки, постепенно накапливали материальные и духовные богатства, которые мы просто обязаны сохранять и преумножать.

К сожалению,  не всегда это удаётся. Но всегда были и есть энтузиасты, подвижники, которые не только изучают историю своего края во всём её многообразии, но и делают всё от них зависящее, чтобы сохранить памятники культуры, не забывать древние традиции и обычаи, изучать богатейший фольклор и т.д. Часто это бывают люди, которые не обязаны заниматься такими вопросами по долгу службы.

Пожалуй, первым краеведом в нашем округе можно назвать Ивана Семёновича Шемановского. Он родился в 1873 г., 28 января (по старому стилю), в семье потомственных дворян. Его родина г. Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии (территория современной Польши).  Как  большинство дворянских детей-сирот, получил образование в Императорском Гатчинском Николаевском Сиротском институте, который   успешно окончил в 1892 году. Трудно сказать, что направило этого блестяще образованного, знающего несколько иностранных языков человека на религиозное поприще. Скорей всего то, что он был гуманистом по природе и считал, что путём миссионерства, благотворительности, просветительской деятельности можно принести пользу обществу, в том числе  “приобщить инородцев крайнего севера к культуре”. В 1897 г. он завершил учёбу в  Новгородской Духовной Академии (семинарии) и согласно собственному прошению был определён членом Обдорской миссии. 5 марта 1898 г. о. Иринарх был назначен исполняющим должность настоятеля Обдорской миссии, но лишь в апреле прибыл в волостное село Обдорск (ныне Салехард) Берёзовского уезда Тобольской губернии. В то время это была глубокая провинция, затерянная на краю великой державы.

Вскоре после прибытия в Обдорск в 1898 г. на личные средства он создал библиотеку для удовлетворения нужд миссии.

«Библиотека есть наилучший памятник больших трудов и издержек из собственных средств отца Игумена Иринарха», — писал обдорский священник Гурий Михайлов.

Из года в год библиотека пополнялась новыми изданиями, книгами, рукописями на русском и иностранном языках, преимущественно имеющих отношение к Тобольской епархии и особенно к ее Северо-западной окраине. Весьма ценным   для библиотеки  был дар финно-угорского общества, которое в 1901 году прислало издания об инородческих племенах, родственных аборигенам Обдорского края. Благодаря ходатайству профессора Московского университета Б. М. Житкова, Императорское русское географическое общество в 1908 г. пожертвовало в библиотеку многие из своих изданий.

По инициативе  О. Иринарха в 1904 г. было создано  Обдорское миссионерское  Братство во имя святого Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца. Председателем Совета Братства был выбран настоятель Обдорской миссии – отец Иринарх.

 «Деятельность братства, помимо духовно-просветительной, заключалась в организации ремёсел при училище — специальной переплётной мастерской, привитии обдорским инородцам оспы, опеки малолетних и сирот инородцев, открытии книжной и иконной лавки и церковно-миссионерской библиотеки. Библиотека миссии довольно значительная, тут же помещается детская библиотека, заключающая в себе 286 названий. Библиотека содержится главным образом на частные пожертвования. Вся библиотека в настоящее время оценивается в 3500 рублей», — писал действительный член Императорского Русского Географического Общества  А. А. Дунин-Горкавич, который побывал летом 1907 г. в Обдорске и лично ознакомился с различными учреждениями миссии. (Нужды Тобольского Севера и меры для их удовлетворения.

Самым ценным  в библиотеке был Северный отдел. В 1907 году, например, в этом отделе насчитывалось различных книг и рукописей о Севере — 183, а вместе с журнальными и газетными статьями  — свыше 500 названий. В 1910 году в Тобольске был издан «Каталог книг церковно-миссионерской библиотеки Обдорского миссионерского Братства во имя св. Гурия, Архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца. Северный отдел», составленный отцом Иринархом.

Шемановский писал в 1907 г.: «Библиотека при наличии богатых материалов об обдорских инородцах, вводит читателей в новый для них мир жизни северных номадов, обрисовывает душевные запросы их, простые, но цельные, раскрывает всё их святое, отеческое, научает благожеланию инородцам, призывает их к помощи им, попечению о них, располагает к защите их, к любви к ним…”.

Кроме Обдорских обывателей библиотекой пользовались учёные, путешественники, побывавшие на Тобольском севере. “Лингвисты венгерец Г. И. Папай и финляндец Г. А. Карьялайнен, — вспоминал в 1907 г. о. Иринарх, — пользовались пять и более лет тому назад литературой нашей библиотеки и признали ее значительной…” В 1908 году в числе почётных посетителей значились следующие лица: Антоний епископ Тобольский и Сибирский, начальник Карской экспедиции геолог О. О. Баклунд, члены Карской экспедиции: зоолог Ф. А. Зайцев, ботаник В. Н. Сукачев, полковник Топографического отделения ген. штаба Н. А. Григорьев, командированный Русским музеем антрополог С. И. Руденко и другие.»

В 1910 г. в фонде библиотеки было 5000 томов. К сожалению, не весь этот фонд  дошёл до нашего времени, но даже и то, что сохранилось, представляет собой большую ценность. Как и сто лет назад, книгами из библиотеки музея пользуются учёные и путешественники и, конечно, студенты, учителя, школьники, краеведы, то есть все те, кто интересуется нашим краем. Сотрудники музея продолжают традиции Шемановского и активно пополняют фонд библиотеки новыми изданиями.

По инициативе о. Иринарха в 1906 году был создано «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольскаго Севера». Это был  первый музей не только в Обдорском крае, но и во всём Берёзовском уезде Тобольской губернии.

Библиотека и музей были одними из главных дел игумена Иринарха. Он постоянно упоминал их в ежегодных отчётах Обдорского миссионерского Братства во имя святого Гурия, посвящает им много печатных трудов, опубликованных в журнале «Православный благовестник».

По словам обдорянина Н.Г. Сосунова «Шемановский непосильными трудами создал вечную гордость Обдорска — музей и библиотеку».

Исключительно для инородческих детей школьного возраста в 1898 году был открыт при Обдорской миссии инородческий пансион со школой. В основном, там учились дети бедняков  и сироты. Средств на содержание инородческого пансиона не хватало и о. Иринарх вкладывал  свои собственные сбережения.

Немало учеников воспитал и выучил отец Иринарх, которые впоследствии добрым словом вспоминали своего наставника. Было среди них и много одарённых детей, в том числе,  первый ненецкий драматург, автор известных театральных пьес «Ваули» и «Шаман», видный общественный деятель нашего края Иван Фёдорович Ного, а также будущий педагог, первый в нашем округе заслуженный учитель школы РСФСР, автор первых учебников на языке ханты П. Е. Хатанзеев.

И.С. Шемановский прожил безвыездно на севере с 1898г. по 1910г. Он стремился как можно больше узнать о жизни инородцев, понять их мысли и чувства, изучал их язык и своеобразную культуру.

В Обдорской миссии существовало две походные церкви, с которыми о. Иринарху приходилось много странствовать по тундрам громадного края — зимой на нартах или санях, летом на лодке. Он попадал в шторм на Оби, чуть не погиб во время бурана, ночевал в самоедских чумах и остяцких юртах, посещал рыболовецкие пески рыбопромышленников. Во время своих путешествий Иван Семенович собирал экспонаты для музея, кроме походного журнала, где отражалась вся его миссионерская деятельность, вел дневники, в которых он записывал дорожные впечатления, делал этнографические заметки, описывал интересные встречи, размышлял о жизни инородцев. Вот как он рассуждал в одной из  дневниковых записей: «…Нельзя, думалось мне, оказывать влияние на людей, образ жизни которых нам чужд, обычаи неизвестны, миропонимание неведомо, — на которых мы смотрим свысока, до которых только допускаем себя снисходить, ознакомление с языком, жизнью, обычаями и верованиями которых, считаем ниже своего достоинства. Не удивительно, что эти люди дичатся нас и представляются чуть не вдвойне дикими. За глаза они над нами смеются. И имеют для этого основания. Ведь по-своему они считают себя культурными, нас же дикарями. Они видят в нас говорунов и болтунов, мало что умеющих создавать и делать, тогда как они успели на севере создать и сделать многое.., научились жить с возможными при кочевом образе жизни удобствами…”

И. С. Шемановский вёл обширную переписку с учёными, научными учреждениями, помогал в сборе материалов путешественникам и исследователям Севера, оказал немалую  помощь экспедиции Императорского Русского Географического Общества под руководством профессора Московского университета Бориса Михайловича Житкова на полуостров Ямал с исследовательскими целями (1908 г.).

Как уже отмечалось выше, И.С. Шемановский вёл дневники, результатом обработки которых появилась серия очерков, которые он объединил под общим названием «Из дневника Обдорского миссионера». Они были изданы в «Православном благовестнике» 1903-1905 г.г. Позднее, в 1907-1911 г.г. в том же журнале вышла серия путевых заметок «В дебрях крайнего северо-запада Сибири».  Хотя И. С. Шемановский называл себя в этих очерках «этнографом-любителем», описание событий, участником и наблюдателем которых ему довелось быть, чрезвычайно ценно.

В «Православном благовестнике» за 1911-1916 г.г. был опубликован большой исторический труд И. С. Шемановского «Хронологический обзор достопамятных событий в Берёзовском крае Тобольской губернии, 1032-1910 г.г.», в состав которого входила тогда и наша Обдорская волость. Здесь он показал себя как незаурядный исследователь. Скорей всего, это произошло после изучения им книги И.В. Щеглова «Хронологический перечень важнейших дат из  истории Сибири, 1032-1882 гг.», изданной в Иркутске в 1883 году. На этого автора он часто ссылается в своей работе, а также на труды  сибирских историков: Г.Ф. Миллера, И.Е Фишера, П.А. Словцова и др.  Кроме этого Шемановский использовал записки, отчёты учёных, путешественников, побывавших на Тобольском Севере: А.В. Оксёнова, К.Д. Носилова, П.М. Буцинского, Б.М. Житкова, Ю.И. Кушелевского, А.А. Дунина-Горкавича, Н.А. Абрамова, Н.М. Ядринцева, Й. Папаи и многих других.

Этому предшествовал определённый опыт, приобретённый им при описании полувековой деятельности Обдорской Духовной Миссии, которое также было напечатано в «Православном благовестнике» в 1904-1906 г.г.     Кроме перечисленных работ у И. С. Шемановского вышло в этом журнале немало других статей на различные темы: «К вопросу об организации школьного дела среди кочевников» (1904г.), «Справка о народе «Нях-самар-ях» (1904г.), «Экспедиция на полуостров Ямал» (1908г.), «Чем объяснить почитание инородцами крайнего северо-запада Сибири иконы Николая чудотворца» (1909г.) и др. Это характеризует его как одарённого, неравнодушного, разностороннего человека.

За время своей деятельности в Обдорске он оставил заметный след в жизни края. Его ученики воспитали своих учеников. Живы его библиотека и музей. О том, что И.С. Шемановского помнят и чтут говорит хотя бы тот факт, что в 1996 году, когда отмечался 90-летний юбилей, Ямало-Ненецкому окружному краеведческому музею было присвоено его имя. В 2005 году вышла в свет книга «И.С. Шемановский. Избранные труды». (Составитель и автор вступительной статьи Л.Ф. Липатова; ГУ «Ямало-Ненецкий окружной  музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского». – М.: Советский спорт, 2005).  Эта книга тоже является  своеобразной данью памяти просветителю-гуманисту И.С. Шемановскому.

Продолжение следует

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Бардачок, Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *