Музейный пулемёт

Я хочу выложить ещё одну статью из уважаемой газеты «Красный Север», которая была опубликована 7 ноября 1967 года, и она меня весьма заинтересовала.

Дело в том, что когда я в первый раз пришёл в краеведческий музей (он тогда располагался на ул. Титова, д. 5, площадь Победы), то на выставке увидел настоящий пулемёт «максим» (да, вот с таким ударением правильно звучит, ибо это смертельное изобретение  не русское). А когда уже работал в музее, и даже там оставался ночевать, то волей неволей иногда подходил к нему, даже ложился за него и представлял как я стреляю по врагам. Ну что поделаешь, любой мужчина любит оружие. Но вот проблема, мне в тот момент никакой информации об этом грозном оружии узнать не удалось. И вот как-то нашёл материал в газете. Но, скорее всего, информацию придётся проверять и перепроверять, но уже есть от чего оттолкнуться. Спасибо корреспонденту, увы, в газете не написана его фамилия.

След смерти

(рубрика: из Салехарда в Обдорск)

«Он стоит в том зале окружного музея, где расположены экспонаты времён гражданской войны. Сейчас он нем, хотя когда-то наверняка этот «максим» не мог заглушить своей дробной очередью разве что только пушечную стрельбу.

Впрочем, так ли уж нем этот пулемёт? Возможно, что из него стрелял кто-то из бойцов Сенькина. А возможно, именно на его кинжальный огонь поднимал своих чоновцев Глазков…

Нет, пулемёт не молчит и сейчас. Вот две вмятины от пуль в щитке, они о много расскажут, если вдуматься. Одна попала в середину щитка, ясно, что вреда она никому не причинила. А вот вторая… Вторая удодила как раз в край смотровой щели пулемётчика. Вмятина тоже осталась, остались и зазубрины у края. Пуля могла срикошетить, но и могла попасть в того, кто стрелял. Прямо в лоб.

У пулемёта своя биография. В суровые годы гражданской войны он был грозным оружием. Потом очутился в окружном Доме культуры в качестве реквизита для спектаклей. Теперь у пулемёта другая мирная «должность» — он экспонат.

Словом, воинственный когда-то «максим» не поливает никого своим свинцовым дождём уже скоро полвека. А след на его щитке так и остался. След смерти…

Люди, пришедшие в музей, стоят у пулемёта в молчании. В том именно молчании, при котором рука невольно тянется к голове, чтобы снять шапку».

Красный Север, № 224 — 225 (7374 – 7375), 7 ноября 1967 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *