Дороги и судьбы — как закалялась чугунка

О строительстве  железнодорожной магистрали «Чум-Салехард-Надым-Игарка»,  которая  возводилась силами ГУЛАГа, написано уже немало. Это и  публикации в различных изданиях, и   книги:  Пиманов А.С. – «История строительства железной дороги «Чум — Салехард – Игарка» (1947-1955гг.). Тюмень, 1998; Гольдберг Р.С. «501-я» – Тюмень:  Тюменский курьер, 2003; В.Н. Гриценко, В.Н.  Калинин – «История «мёртвой дороги», 2010, Екатеринбург, Издательство «Баско»  и т.д.  Можно сказать, что техническая сторона этой грандиозной стройки освещена неплохо, но вот  говорить про человека, оказавшегося там, можно бесконечно, потому что в судьбе каждого человека, который был причастен к этому проекту, она нашла свой особый отклик, а ведь их были десятки тысяч.

 

Мне пришлось побывать  во многих лагерях 501-й стройки, как в экспедициях, так и в качестве гида у журналистов и различных экскурсионных групп. Так, например, в апреле 2002 г.  довелось посетить один из лагерей 501-й стройки и быть экскурсоводом у президента Исландии  Оулавюр Рагнар Гримссона  (Ólafur Ragnar Grímsson).

(Кстати, 24-25 сентября 2013 г.  Гримссон второй раз посетил г. Салехард. На этот раз он был одним из председательствующих  на III Международном арктическом  форуме  «Арктика — территория диалога» вместе с президентом России В.В. Путиным).

27 сентября 2003 г. в рамках государственного визита в Россию в столицу ЯНАО – в Салехард прибыла генерал-губернатор Канады г-жа Адриенн Кларксон.  Вместе с супругом (господин  Джон Ралстон Сол) она также побывала в  лагере 501-й стройки,  и меня опять попросили быть экскурсоводом.  Вопросов задавалось много.  К примеру, корреспондент телевидения Исландии спросил:

«Что было самым страшным  в этих лагерях?»

Мне кажется, я дала ясный ответ, что это «несвобода».  И пояснила  свою мысль. Во время промышленного освоения  нашего округа, тоже хватало сложностей и трудностей. Приходилось ночевать в палатках, когда во время сильных  морозов волосы примерзали к  подушке.  Летом доставляли немалые неудобства комары и мошка и т.д.  Но эти люди могли в любой момент уволиться и уехать в более тёплые и благополучные места, а заключённые  этого сделать не могли.

Но, как я поняла,  корреспондент ждал от меня не такого  ответа.

И дальнейшая работа с иностранными  журналистами, которые  добираются до наших краёв, чтобы своими глазами увидеть остатки лагерей, убедила меня в том, что их интересуют только измождённые лица и то, что под каждой шпалой лежит заключённый.  Хотя это выражение была высказано одним из журналистов в качестве аллегории.  Попробовали бы на самом деле захоронить кого-нибудь в насыпи! Как мне рассказывал один из бывших зэков, вёлся строгий учёт всем погибшим, отчего умер, где похоронен и т.д.

Эдвард Валланс — корреспондент  большой английской телекомпании «The Gamma Project” настойчиво просил меня показать гулаговские виселицы.  Когда я пыталась убедить его, что ни в документах, ни в воспоминаниях участников тех событий: заключённых, вольнонаёмных, охранников, никогда не упоминается о случаях повешения, он так и не поверил мне.

Существует же такая поговорка: «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся». Иногда  думаю, а как бы я вела себя,  оказавшись в подобной ситуации. Честно говорю, не знаю.  Наверное, плыла бы по воле обстоятельств.  Тем  радостнее было узнать, что многие из этих людей не теряли присутствия духа, не склонялись перед трудностями, не озлобились на всех и вся, а в особенности на страну, где им довелось родиться и жить.

В данной книге я попыталась рассказать о судьбах некоторых людей, об их восприятии событий  того времени.

Можно сказать, что у этой книги есть своя история, которая началась в 1988 г. когда я перешла на работу в музей.  Сначала  недолгое время работала в фондах.  Директор предупредила меня, что там хранятся документы, за которыми  следит КГБ. Впоследствии оказалось, что никакого спецхрана  в фондах музея у КГБ никогда не было.  Наоборот,  сотрудники этого учреждения во многом помогли  мне   в сборе материалов и даже передали картотеку  спецпереселенцев.

В моём личном архиве набралось довольно большое количество записей воспоминаний некоторых из участников, принимавших участие в строительстве этой грандиозной железнодорожной магистрали, причём   как заключённых,  так и вольнонаёмных.  Фрагменты бесед с ними вошли в эту книгу (главы «Стройка и люди» и «Очерки, зарисовки, воспоминания»). Есть статьи, взятые из газеты «Вестник Заполярья», «Красный Север», журналов «Ямальский меридиан», «Северяне»  и т.д., а также  материалы, подготовленные сотрудниками Государственного архива ЯНАО: В.Л. Реусовой  и Л. В. Соломиной.  Есть и глава «Экспедиции в прошлое», где приводятся впечатления людей, побывавших в местах, где проходила железная дорогая,  и располагались лагеря для заключённых.

В книге помещены фото из фондов ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»;  из Фондов Государственного архива ЯНАО; из фондов музея г. Лабытнанги; корреспондентов газеты «Красный Север», членов экспедиций в прошлое.

Приношу громадную благодарность сотрудникам ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий МВК им. И.С. Шемановского, а в особенности заведующему отделом новой и новейшей истории А.Б. Мазурину. Большую помощь оказал мне и историк-краевед, корреспондент ТВ «Северный ветер» г. Салехард, член РГО В.М. Липатов. Он  расшифровывал записи, подобрал некоторые  фотографии, написал статью о бывшем заключённом Л.М. Шерешевском.

Работа по сбору экспонатов, документов, воспоминаний продолжается.

Людмила Липатова.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Комменты по жизни, Статьи по истории, Экскурсия по Салехарду. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *