Дочь рода Сусой

 Елене Григорьевне Сусой 5 февраля 2013 года исполнилось 80 лет. Обычно в этот день оглядываются назад, подводят итоги. Даже если бегло взглянуть на биографию Елены Григорьевны, то хорошо видно, что сделано ею очень много ей есть чем гордиться. За эти непростые годы она сделала столько, что иным даже не снилось в самых смелых мечтах.

Елена Григорьевна родилась недалеко от посёлка Мыс Каменный, на берегу ямальской речки Ю-яха. Вернее это сейчас посёлок стоит на месте их стойбища. В своей книге «Из глубины веков» она вспоминала:

«На том месте, где в моём детстве стояли наши чумы и сушились невода, расположился большой посёлок Мыс Каменный с благоустроенными домами, почтой, амбулаторией, аэродромом».

Предки Елены Сусой появились в этих местах очень давно. Об этом у них даже есть семейное предание.

Когда-то её предки жили на Гыданском полуострове, но однажды смелый юноша их рода решил перебраться по талым водам Обской губы. Дошёл он до берега, оглянулся назад, чтоб поклонится земле, которую покинул, но не увидел её за водами Обской губы. Тогда посмотрел в сторону тундры и увидел высокую гору. «Мне надо добраться до этой горы» — сказал он. Когда юноша стал подниматься на гору, то силы стали оставлять его. Поставил он первую лыжу, она превратилась в сопку, дальше шагнул по склону и оставил вторую лыжу – она тоже превратилась в сопку. Когда же он достиг вершины, возвышавшейся над озером Юндо, то успел только громко произнести: «На этой земле будет жить род людей, могущих идти по жизни смело и настойчиво, как я». Его последний крик разнёсся по всей окрестной тундре, а сам он превратился в сопку. И стало это место священным для рода Сусой.

В 1933 году в стойбище родилась девочка Еля, что в переводе на русский язык означает – Надежда. Она была средней в их многочисленной семье. Как и всех детей, в тундре её с малых лет привлекали к труду.

Мало кто знает, но сёстры и братья её почему-то недолюбливали. Об этом она нехотя обмолвилась совсем недавно, во всяком случае я услышал об этом где-то в конце декабря, когда мы сидели в музей-квартире Л. Лапцуя и пили чай.

Наверно, родственнички чувствовали, какой стальной стержень в её характере, (и это всегда отпугивает людей), что все невзгоды она будет преодолевать легко… во всяком случае, её слёз и жалоб никто и никогда не слышал… а совсем наоборот! Она шла и ИДЁТ по жизни смело, без улыбки глядя всем смело в глаза… а этим мало кто может похвастаться… я как-то в одном интервью, посвящённым её 80-летию сказал, что «Елена Григорьевна, железная леди Ямала«. И честно говоря, до сих пор я считаю, что это так. Но это мои размышления…

Во-всяком случае, благодаря своему характеру ей удалось превозмочь все тяготы жизни.

Отец, видимо, почувствовал, что его дочь, не совсем проста, как может показаться любящим родителям. И он хорошо видел, что Еле, здесь не будет спокойной жизни.

Кстати, буквально несколько месяцев назад (конец декабря 2012 года), Елена Григорьевна при мне вспоминала, как он пытался оградить её от других детей, и поэтому постоянно брал её с собой на охоту, на окарауливание оленей и так далее, лишь бы подальше от родимого чума. И потому совсем неудивительно, что у неё так в дальнейшем сложилась жизнь.

Кстати, у её мужа, Леонида Василия Лапцуя, тоже было в детстве не всё так просто, недаром его ещё в детстве назвали Вэсако, что с ненецкого, значит — мудрый, старик.

Как их родители могли предвидеть судьбу своих детей, мне не до сих пор не ясно! Но они нашли друг друга в Новопортовской школе-интернате и свои чувства, с четвёртого класса, пронесли через всю жизнь!

Совсем маленькая Еля с большим удовольствием собирала ягель для прирученных оленят, сухие ветки и мох для дымокура, вдевала нитки-жилы в ушко уголок плохо видящих бабушек, стремилась во всём им помогать. И сама потихоньку многому училась у них. А вечерами, собравшись в чуме, детвора любила слушать сказки, легенды, разгадывать загадки. Елена Григорьевна до сих пор помнит многие народные произведения. Однажды большой сказитель Ямальской тундры Михаил Вэли рассказал легенду о непобедимых богатырях. Это были русские люди, видимо поморы, спасшие ненецкий род от врагов, пришедших из Енисейского края. В благодарность, ненцы сложили легенду и с тех пор Еля перестала бояться русских. Поэтому, когда в 1941 году к ним на стойбище приехали на калданке супруги Алексей Кузьмич и Дарья Алексеевна Ковалёвы, она не испугалась. Алексей Кузьмич работал зоотехником, так что он сразу уехал дальше в стада, а его жена осталась. Дарья Алексеевна работала воспитательницей новопортовского интерната и приехала забирать детей в школу. Е.Г. Сусой вспоминала, что она угостила всех жителей стойбища бутербродами из чёрного хлеба, намазанного вареньем из морошки, «и тогда нам стало понятно, что русские тоже ценят дары нашей тундры, как и мы ценим дар русской земли – хлеб. Обычно те сухарики, которыми мы запасались в Новом порту, к осени уже заканчивались. Жили мы одной рыбой, которую ловили на реке Ю-яха, так что хлеб был для нас лакомством». Позже оказалось, что её мама не хотела отдавать дочь в интернат, она иногда ворчала на отца «Зачем записал свою среднюю дочь в школу на собрании колхозников? Ведь есть в тундре люди, которые щадят своих детей и не посылают их в неизвестные дали!». Но дальнейшая судьба Елены Григорьевны показала, каким прозорливым и дальновидным оказался её отец.

После шестого класса, в 1949 году она поступила в Салехардское педагогическое училище, на подготовительное отделение. В 1954 году Еля поступила в Ленинградский педагогический институт им. А.С. Герцена. Здесь она познакомилась с учёными-североведами: З.Н. Куприяновой, Н.М. Терещенко, Л.В. Хомич. Кстати, студенты не только учились, но и консультировали своих преподавателей. Елена Григорьевна с законной гордостью пишет, «Наталья Митрофановна Терещенко в предисловиях к словарю ненецкого-русского языка и книге «Ненецкий эпос» даже благодарит меня за помощь».

Прекрасные педагоги и сам город-красавец на Неве, посещения театров, музеев позволило больше узнать о культуре русского народа, проникнутся другой цивилизацией. Но Елена Григорьевна никогда не забывала и о традициях и культуре своего народа. Она органично впитала в себя две культуры, этим самым обогатив свой духовный мир.

После окончания институту она вернулась в Салехард, преподавала в педучилище. Потом работала заместителем редактора газеты «Красный Север», заведующей кабинетом политического просвещения Пуровского райкома КПСС. С 1961 по 1964 год – аспирантка Ленинградского отделения института языкознания Академии Наук СССР. Работала воспитателем санаторно-лесной школы №2 в Салехарде, преподавала ненецкий язык в национальном педагогическом училище. Позже её пригласили работать школьным инспектором ОКРОНО Ямало-Ненецкого автономного округа. С 1972 года работала научным сотрудником сектора школ Севера ЯНАО Московского НИИ национальных школ Министерства Просвещения РСФСР. В начале девяностых была методистом ненецкого языка филиала Тюменского института повышения квалификации педагогических кадров.

Её вклад в науку и образование детей неоднократно оценивали: в 1970 году было присвоено звание «Отличник народного просвещения»; 1980 год – присуждено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»; в 1982 году – защитила диссертацию по теме: «Методика обучению чтению на ненецком языке в начальных классах»; в 1987 году награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР; в 1995 году награждена «Орденом Дружбы народов«; в 2003 году присвоено звание «Почётный гражданин Ямала»; 2003 году за пропаганду культурного наследия народов Севера и фольклора и в связи с юбилеем, посвящённым 105-летию первой библиотеки на Ямале и 130-летию со дня рождения И.С.Шемановского, награждена Почётной грамотой Департамента по культуре и спорту ЯНАО. В 2003 году Решением Совета Института народов Севера, присвоено звание почётного выпускника, за выдающийся вклад в деле сохранения и возрождения языков и культур коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2004 году она была награждена специальной премией Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа за успехи в сохранении, развитии и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера в номинации «Музыкальное искусство». В этом же году награждена Почётным дипломом «Мудрость года» за победу в конкурсе общественное признание. В 2005 году награждена медалью в честь 60-летия Победы за работу в тылу.

Елена Григорьевна подготовила школьные учебники ненецкого языка. Кроме этого ею были написаны книги «Из глубин веков», «Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества». Также изданы книги по произведениям Леонида Лапцуя «Заповедное слово заветное», «Инудота Хаара». Это своего рода сборники образных выражений  на родном и русском языке, собранных автором. Но и этого мало. Елена Григорьевна всю жизнь собирала ненецкий фольклор. Но одно дело просто записать сказки, былины, а совсем другое спеть их, донести до слушателя, да так, чтоб проняло до самой души. У Елены Григорьевны потрясающий голос. Когда слушаешь её, то невольно удивляешься, как в этой маленькой женщине умещается такой мощный голос.

Главным делом всей её жизни стало создание в 1994 году музея-квартиры Л.В. Лапцуя филиала МВК им. И.С. Шемановского. Леонид Васильевич был её мужем. С тех пор Елена Григорьевна его бессменный руководитель.

Кажется, за годы, что она провела вдали от родной тундры, она должна была забыть о кочевой жизни. И как она сама вспоминала, когда впервые вернулась в тундру, «мне было страшно подойти к упряжке летних строптивых оленей, боялась браться за хорей, взять в руки моржовую узду для правления передовым оленем…». Но нет, прошлое не исчезло бесследно, родная тундра напомнила о её детстве и чувство радости охватило её, значит, она по-прежнему дочь этого рода и не имеет права бояться упрямого передового оленя. И вот уже мчат нарту пять оленей за упряжкой проводника по древней дороге предков рода Сусой.

За эти восемьдесят лет, что пролетели над Ямалом, жизнь здесь сильно изменилась, но всё также неукротимые обские волны шумят и поют, как и много лет назад. Но это уже иные песни, они о людях, которые приехали сюда, чтобы «преобразить» тундру. К сожалению, эти люди не знают, какая богатая история хранится рядом с ними.

К счастью, дети по-прежнему учатся по её учебникам, читают книги, люди ходят в созданный ею музея, а значит, жизнь, которую прожила Елена Григорьевна, прошла не напрасно…

P.S. Прошло несколько лет со дня написания этой статьи, и вот чёрная новость — 30 ноября 2015 г. в Салехарде скончалась Елена Григорьевна Сусой. 

Похоронили её 3 декабря рядом с мужем Леонидом Васильевичем Лапцуем.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Об авторе Всеволод Липатов

6 октября 1967 г. - ??? Учился, школа, техникум, Уральский государственный университет (историк-архивист). Живу в Салехарде (ЯНАО). Электрик, журналист, работал на ТВ, РВ, газеты и журналы, в музее :) в 2007 г. на фестивале "Тюменская пресса - 2007" в номинации "Лучший радиопроект года", моя радиопостановка "Ночной Директор" заняла I-е место (сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио "за кадром" оставалось очень много, поэтому на её основе, 2012 г. опубликовал книгу "Ночной Директор" I том. Эта книга и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот поэтому такое странное название у сайта.
Запись опубликована в рубрике Статьи по истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *